Задворки "Морского фасада"
Нынешние границы Васильевского острова предложено считать предварительными. "Мы видим, что наш морской фасад не соответствует высокому статусу Петербурга. Поэтому необходимо построить новый - на новых территориях", - заявил заместитель главы районной администрации Юрий Суптеля, выступая на общественных слушаниях, посвященных перспективам развития западной части Васильевского острова. В перспективе остров увеличится на 450 гектаров - на этих землях предполагается построить морской терминал и новые жилые кварталы…
Что обещают
Общественные слушания, посвященные строительству морского терминала, состоялись летом прошлого года. Тогда представители инвестора - акционерного общества "Морской фасад" - говорили о своем желании намыть в заливе новый остров и разместить на нем причалы, Морской вокзал, деловой центр и гостиницу. При этом жителям сулили зеленую зону, развлекательную инфраструктуру, рассчитанную не только на туристов, но и на петербуржцев, новую красивую набережную, и благоустроенный пляж.
Насчет пляжа сразу возникли сомнения: кому придет в голову купаться рядом с причалами, где, как рассказывали инвесторы, будут один за другим швартоваться океанские лайнеры и паромы? Теперь выясняется, что набережная, если и появится, то весьма нескоро, и, главное, за пару километров от нынешней береговой черты.
В южной части, напротив гостиницы "Прибалтийская", планируется "вырастить" деловой центр с многоэтажной застройкой, торгово-развлекательными комплексами, конференц-центрами и ресторанами, а в северной части, на острове Декабристов, разместить малоэтажную застройку повышенной комфортности с искусственными каналами и яхт-клубом. То есть, люди, покупавшие квартиры с видом на залив, в лучшем случае увидят его где-то вдали, а в худшем - он будет закрыт новым высотками с красивыми видовыми квартирами.
Если судить по официальным рапортам администрации, горожане, собравшиеся на очередные общественные слушания, в целом одобрили новый проект. Правда, стоит отметить, что информация об этих слушаниях была размещена лишь в одной газете, так что большинство заинтересованных лиц о них просто не узнало. А те, кто узнал и пришел в районную администрацию, не смог ни высказать свое мнение о предполагаемой стройке, ни задать вопросы разработчикам. Организаторы позаботились о том, чтобы список выступающих в поддержку проекта был достаточно длинен - достаточно сказать, что почти полчаса ушли на рассказы представителей западных компаний, занимающихся намывом территорий, о том, в каких частях света им привелось работать и какую технику они для этого использовали. В результате времени на "неорганизованные" выступления не осталось. Правда, в кулуарах шло бурное несанкционированное обсуждение проекта, но те выражения, которыми использовали граждане, в протокол не попали.
Чистота помыслов
В общем, на первых общественных слушаниях горожанам пудрили мозги, а на вторых не дали раскрыть рта. Уже одно это заставляет усомниться в "чистоте помыслов" инвесторов. Впрочем, вопрос о том, кто эти инвесторы, остается открытым. Известно, что терминал намеревается строить акционерное общество "Морской фасад", но кто является его учредителем, неизвестно. Заказчиком проекта новых жилых кварталов выступает ООО "Перспектива", но информацией об этом ООО общественность перегружать не стали. Неясно также, собирается ли оно самостоятельно финансировать работы по намывке территорий или выступает в качестве посредника. Известно лишь, что инвесторы не намерены самостоятельно вести застройку новых территорий: участки планируется продавать различным строительным компаниям. А компании эти, естественно, не несут ответственность за обещания, которые звучали на общественных слушаниях. И если они не захотят организовывать подвозку строительных материалов морским путем (а как это делать в зимние месяцы, когда залив скован льдом?) или тратить дорогую землю на разбивку парка, спрашивать будет не с кого - все обещания превратятся в пустой звук. Как, кстати, уже сейчас превратились в пустой звук все "социальные" посулы строителей терминала: ясно, что тратить деньги на набережную или создание рекреационной зоны им не придется.
На красивых схемах, которые показывали общественности на слушаниях, Морской терминал размещен в самом центре новой застройки. Согласно изначальным планам "Морского фасада", его должны были запустить за два года, так, чтобы уже в 2007-м к причалам могли пришвартоваться первые туристические лайнеры. Согласно тем планам, которые огласила "Перспектива", участок под терминал должен быть намыт в первую очередь. Но в целом намывные работы предполагается завершить лишь к 2008-му, а строительство новых кварталов - к 2015 году. Таким образом, если все сроки будут выдержаны, Морской вокзал будут окружать бескрайние пустынные пространства, а позднее - гигантская строительная площадка. Здесь уместно напомнить, что, когда планы по созданию нового терминала лишь начали обсуждать, инициаторы проекта настаивали на том, что негоже привозить туристов в торговый порт и портить им первое впечатление от встречи с нашим великим городом. Что ж, на Васильевском их ждут сильные впечатления…если, конечно, сроки, анонсированные "Морским фасадом" реальны. А в этом есть большие сомнения.
После вторых слушаний администрация Василеостровского района размножила официальный пресс-релиз, в котором, в частности, отмечается, что "современные методы стабилизации грунта при образовании территорий позволят в короткие сроки - от 8 месяцев до 2 лет - начать застройку". Нетрудно подсчитать, что даже при минимальном времени "отстоя" искусственного острова, намытого под терминал, работы на нем могут закипеть лишь в 2007 году - и инвесторы не могли этого не знать. Впрочем, кто станет предъявлять претензии "Морскому фасаду", если власти города дадут добро на реализацию проекта, связанного с жилой застройкой? В этом случае форсировать строительство терминала не только бессмысленно, но и вредно: такой "фасад" вряд ли привлечет туристов в северную столицу. Скорее, распугает…
"Мелкие" нестыковки
Сторонники проектов предпочитают не замечать мелких нестыковок: они говорят о тех несомненных выгодах, которые получит город и остров от намыва территорий и строительства новых объектов. "Это стратегический проект, сопоставимый по своим масштабам с так называемым китайским кварталом", - считает депутат ЗС Игорь Артемьев. По словам председателя бюджетно-финансового комитета ЗС Владимира Барканова, его реализация позволит существенно пополнить городской бюджет. "Реализация проекта принесет средства, необходимые для развития инфраструктуры существующих кварталов Васильевского острова", - говорила на слушаниях по терминалу помощница Барканова Галина Баранова. На вторых слушаниях ту же мысль высказал Андрей Абатуров, которому Владимир Васильевич помог пройти в один из местных муниципальных советов. Правда, сроки получения необходимых средств все время отодвигаются - ведь очевидно, что отчисления в местный бюджет начнут поступать лишь после того, как новые объекты будут построены и запущены.
Согласно документам, размноженным администрацией района, на стадии образования территории и ее инженерной подготовки потребуются инвестиции в размере 694 млн.долларов США. Будут ли инвесторы финансировать прокладку коммуникаций или передадут это почетное право городу, пока неясно. Но отчисления в бюджеты они обещают солидные. Предполагается, что в период до 2020 года отчисления в федеральный бюджет составят 492 млн.долларов, в городской - 568 млн., то есть, в общей сложности, более миллиарда долларов. Практика, правда, показывает, что подобные расчеты часто грешат неточностью и в действительности отчисления оказываются куда меньше, чем ожидалось. Но, предположим, что, на сей раз, инвесторы все посчитали правильно, и деньги потекут рекой. И все было бы прекрасно, если бы проект не требовал "встречного течения", иначе говоря, немалых вложений со стороны города и федерации.
Во-первых, новым районам, где, согласно заявленной концепции, будет проживать 27 и работать 38 тысяч человек, потребуется социальная инфраструктура - детские сады, школы, поликлиники и так далее. Строить и содержать их, разумеется, должен будет город.
Во-вторых, городу придется позаботиться о развитии улично-дорожной сети, причем речь идет не только о новых территориях, но и о прилегающей части Васильевского острова. А для того, чтобы, как изящно выражаются разработчики, продлить и расширить существующие улицы и создать новые магистрали, придется сносить часть существующих домов. А денег на расселение их жителей инвесторы никому не обещали…
Путь на "большую землю"
Все меры по расширению дорожной сети не дадут ни малейшего эффекта, если не будет расширено "узкое горлышко". Сегодня таким "горлышком" являются мосты, соединяющие остров с "большой землей". Пробки на набережных стали привычным явлением уже сегодня, и понятно, что, если интенсивность движения увеличится, то с Васильевского будет просто не выехать. Поэтому логичным продолжением новых магистралей должен стать новый мост, деньги на который опять же придется изыскивать городу.
Разработчики, впрочем, решили транспортную проблему с большой легкостью. На эскизных проектах, представленных общественности, указана новая станция метро "Шкиперская" - ее предполагают разместить недалеко от "Прибалтийской". Правда, разработчики забыли рассказать, согласовали ли они свой проект с федеральными органами власти, которые должны принять решение о выделении денег на строительство этой станции.
Другой предлагаемый разработчиками концепции путь на "большую землю" лежит через Западный скоростной диаметр. На слушаниях заявили, что он пройдет по вновь создаваемым территориям, но чуть позже выяснилось, что это не совсем так. Желающих покупать жилье на обочине двенадцатирядной трассы искать придется долго, а с элитной малоэтажной застройкой она вообще несовместима. Поэтому разработчики постарались заранее вытолкать ЗСД поближе к уже построенным (или строящимся) кварталам. Предполагается, что частично трасса пройдет по нынешней Морской набережной, а частично - под землей. Ее выход, как утверждают, запланирован возле "Морского каскада". Будущим жителям этого комплекса, купившим квартиры в экологически чистом районе, будет интересно узнать мнение независимых экологов: по их расчетам, в местах выхода трассы на поверхность концентрация выхлопных газов многократно превысит все допустимые нормы. Пессимисты утверждают, что там не выживут даже крысы…впрочем, оптимисты говорят, что крысы как раз сумеют приспособиться. Прогнозы тех и других относительно людей одинаково неутешительны… Хотя не все так беспросветно, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что стоимость центральной части ЗСД составляет почти три миллиарда долларов - таких денег в городском бюджете, понятное дело, нет, а все попытки получить их от федерации пока не увенчались успехом. Но авторов концепции вопрос об источниках финансирования ЗСД, скорее всего, не прорабатывали. По крайней мере, когда автор этих строк попытался задать соответствующий вопрос на слушаниях, организаторы предпочли его не расслышать и предоставить слово очередному оратору, горячо одобрившему новый проект.
Очевидно, что расходы города на реализацию проекта многократно превысят те доходы, которые он, возможно, получит. Хотя, возможно, часть поступлений вообще пролетит мимо городской казны. Это, в частности, касается налогов, связанных с продажей права на застройку. Дело в том, что водные пространства являются федеральной собственностью, и при намыве территорий всегда возникают серьезные проблемы, связанные с их переводом в собственность городскую. Так что налоги вполне могут уйти наверх, а искать деньги на развитие инфраструктуры и транспортных коммуникаций придется внизу… Или не придется - если выяснится, что у инвесторов, взявшихся за реализацию проекта века, просто нет средств и сил, чтобы довести его до конца. Многие жители Васильевского острова, кстати говоря, надеются именно на это - редкий случай, когда растаскивание бюджетных денег считают меньшим злом, нежели их освоение.
Виктория Работнова - специально для "Невастройки"
21 Февраля 2005