руб

Строительный комплекс Петербурга бодро идет… в тупик

Экономические результаты деятельности строительной отрасли за истекший год обнародовал вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров, человек очень осторожный. Несмотря на то, что план по ударной сдаче 2 млн кв. м жилья был выполнен практически под бой новогодних курантов (так, по словам вице-губернатора, 500 тыс. были героически приняты Госкомиссией 27 декабря), рынок жилья в нашем городе находится в состоянии стагнации. Продажи квартир на первичном рынке существенно замедлились с марта, а с октября практически остановились. Впрочем, на самом деле продажи на «первичке» остановились несколько ранее, в июле-августе. Еще два месяца потребовалось боссам строительных компаний на то, чтобы осознать произошедшее и доложить о нем «наверх».


Причин такого положения дел несколько, но главная из них – неумеренные аппетиты застройщиков, последние пять лет непрерывно повышавших цены на строящееся жилье и не заботившихся о том, чтобы темпы роста цен хоть как-то согласовывались с темпами роста доходов населения.


Обратимся к сухому языку статистики, сравнив темпы роста цен на жилье и роста доходов населения за период с 1999 по 2004 годы.


Цифры


В конце 1999 года средняя стоимость кв. м жилья составляла $321, в конце 2000 г. – $345. Но уже в декабре 2001 года она возросла до $421, декабрь 2002 года дал цену – $590, декабрь 2003 – $750, а к концу 2004 года цена квадратного метра жилья на первичном рынке приблизилась к отметке $950. Таким образом, за пять лет цены квадратного метра типового жилья выросли в 2,95 раза. При этом уровень реальных денежных доходов населения, по данным Госкомстата РФ, увеличился за период с 2000 по 2004 год всего в 1, 52 раза. Соответственно, можем сделать вывод о том, что рост цен на жилье практически в два раза опережает рост показателей реальных денежных доходов. При средней заработной плате на конец 3-го квартала 2004 года, равной 7895 руб., покупка квартиры в пределах предлагаемой цены становится весьма проблематичной.


По данным исследований, проведенных специалистами ССК «Союзпетрострой», участвовать в отношениях на жилищном рынке при таких ценах могут не более 8% петербуржцев, а заявление Александра Вахмистрова о стагнации строительного рынка красноречиво свидетельствует о том, что эти обеспеченные петербуржцы свои жилищные запросы полностью удовлетворили.


Данные соцопроса, проведенного по заказу Внешторгбанка, показывают, что только 5,7% петербуржцев воспринимают господствующую сейчас систему долевого участия как реальный способ улучшения жилищных условий. При этом по системе долевого участия ведется около 70% объектов питерских жилых новостроек.


Истина где-то рядом


Каковы причины такого стремительного роста цен на жилищном рынке? Стоимость квадратного метра состоит из: стоимости приобретения права на застройку участка, цены стройматериалов, затрат на энергоносители, расходов по заработной плате и т.п. Стоимость приобретения участков под застройку была в эпоху ИТК непрозрачной и трудно прогнозируемой. Поэтому застройщики вбивали подобные расходы в смету «по максимуму». Строительные материалы дорожали предсказуемо, так как рынок этот давно поделен между небольшим числом игроков. Цены в промышленности, по данным Госкомстата РФ, выросли за период с 1999 по 2004 год в 2,33 раза. Расходы на приобретение стройматериалов обычно не превосходят показатель в 30% от сметной стоимости.


Энергоносители, доля которых значительно ниже показателя по стройматериалам, подорожали приблизительно в 2,5 раза. Электроэнергия – в 2,7 раза. Зарплата за последние пять лет не выросла более чем в 2 раза, и этот факт не мог оказать решающего влияния на общий рост цен квадратного метра жилья, так как основные работы на стройплощадках выполняют гастарбайтеры, дешевые и бесправные. Ни одна из составляющих себестоимости жилья не выросла за последние пять лет так, как выросли цены на само жилье. Таким образом, причину безудержного роста цен на жилье следует искать в других плоскостях экономических отношений.


Колесо без белки


Если предположить, что застройщики сговорились между собой и злонамеренно диктуют неоправданно высокие цены, то с ними легко бы разобрались антимонопольные ведомства. Значит, причина высоких цен – в организации деятельности застройщика. Застройщик представляет собой, как правило, фирму, основным капиталом которой является пакет документов на право застройки. Эти бумаги не дают оснований кредитным учреждениям воспринимать такую строительную компанию как перспективного заемщика. С другой стороны, любой питерский застройщик работает на нескольких объектах одновременно, что требует серьезного оборотного капитала. Не располагая собственными средствами, соразмерными с производственными нуждами, не имея доступа к кредитам банков, застройщик использует систему долевого участия граждан.


Само по себе долевое участие, как система отношений равноправных партнеров в бизнесе, на первый взгляд не вызывает явного отторжения. Но, как говорили средневековые католические богословы, «дьявол кроется в деталях». Так и в этом случае: с одной стороны, застройщик самостоятельно определяет ценовую политику и порядок финансирования работ, с другой – частный инвестор вынужден безоглядно доверять своему «старшему» партнеру, потому что не в состоянии ни на что влиять.


Таким образом, застройщик использует полученные на новые объекты средства для завершения работ по предыдущим, а дольщик не имеет возможности проследить, каким образом и на какие цели его средства расходуются. Иногда застройщик прибегает к дополнительным поборам в связи с объективными причинами, вызвавшими удорожание строительства. О чем говорит такая практика? Прежде всего, о том, что застройщик не может себе позволить останавливать работы ни на один день. Что застройщик не может ни на минуту прекратить собирать деньги с нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. А благодаря прекращению сделок по купле-продаже нового жилья, как отметил вице-губернатор Александр Вахмистров, местные компании лишились возможности участвовать в аукционах по распределению земельных участков под застройку. То есть, застройщик остается без единственного источника привлечения финансовых средств от граждан для завершения строительства уже начатых домов. А больше денег взять неоткуда.


Итак, по итогам 2004 года, несмотря на рекордные показатели ввода в строй нового жилья, сама отрасль оказалась в тупике, чреватом системным кризисом.


Олег Громичук

13 Января 2005

Обсуждение
kto / 21 Февраля 2005
насколько я владею ситуацией, могу сказать что мне однозначно ясно, что строители в СПб это просто теневые олигархи....ничуть не уступающим нефтедолларовым...так что понятно что они стонут и плачут сейчас, когда на носу новый ЖК и закон о долевке...раньше же беспредел был, коррупционная составляющая слишком большая была, и они привыкли к этому...посему жесткие правила игры их не устраивают...вот и носятся они как с писаной торбой со своими корыстными интересами лавируя меж чиновничьим шкурным интересом и своим кошельком набитым утаенным от налогов кэшем...
вахмистров / 10 Февраля 2005
нам надо халявщиков расселять поэтому уже берем натурой 10% от построенного кроме уплаты 100 за метр и будем брать всё больше! У федералов ЮКОС у нас-вы, строители! Будем драть с вас. Или отдадим всё китайцам.
гость / 25 Января 2005
Повышение цен связано не только с событиями на федеральном уровне, но и на городском, не забывайте, что с приходом Матвиенко отчисления с одного построенного метра городу повысились с 40 долл. до 80. Кроме этого должность вице-премьера правительства города занял Молчанов-отец, тогда как его сын возглавляет "группу ЛСР" - на сегодняшний день группа стала практически монополистом на рынке стройматериалов Петербурга - кирпич, железобетон, цемент, щебень, песок. Так же изменилась процедура предоставления пятен под строительство - пятна резко подорожали + покупка пятен напоминает покупку раковин жемчужниц в Азии - купи мешок и открывай, а есть там жемчужины или нет - как повезет. Проблемы с естественными монополистами так и не решены - стоимость подключения электроэнергии , тепла и воды к дому не лезет ни в какие рамки. Таким образом проблема стагнации на рынке строительства жилья может быть решена на городском уровне без особых сложностей - было бы желание, или как сейчас говорят - политическая воля руководства.
лыср / 24 Января 2005
Подписавшемуся "ziv" на сообщение от 17.01.2005 12:29: что вы вкладываете в понятие себестоимости? только официальные издержки? тогда цифра завышена действительно, удорожание строй материалов - не так сильно на мой взгляд повлияло во взлёте так называемой себестоимости кв.м. и соответственно цен... а вот неофиц, так сказать "косвенные" издержки связанные с нерыночными механизмами - в сфере выделения участков, согласований с ОРГАНАМИ, с той же "пирамидой" долёвки, опять же в СМР много интересного чего закопано %_+) - я думаю - они превышают пресловутые 600$ и здесь без "извне"системного вмешательства государства (или уже там высших сил -я только развожу руками ((( действительно не обойтись... иначе господа, тупик! никак иначе... регулируйте себя сами, господа застройщики, изнутри, ограничивайте апетиты взяточников...
Таки вот / 23 Января 2005
Так кто спорит Александр, что заниматься ипотечным кредитованием должны банки с динными деньгами. Только в России пока нет источника этих длинных денег для банков. Еще раз повторяю, наши банки не занимаются выдачей кредитов на 20-30 лет не из-за того, что они хуже чем банки Эстонии или какой-то другой страны, а потому что при существующих экономических условиях это невыгодно. А эстонским банкам выгодно - и точка. Неужели вы думаете что в наших банках сидят тупицы не видящие очевидной для них выгоды? А большие проценты по депозиту наши банки платят вкладчикам исключительно по собственной безалаберности и недосмотру? :) И уж кого-кого а наши банки я вполне готов оправдать, только безумец будет выдавать длинные кредиты в стране где практически нет производства, громадные размеры коррупции и теневой экономики. Да упади цена нефти долларов до 15, половина банков накроется медным тазом и без длинных кредитов, а вы так уверены что этого не произойдет в ближайшие 10-15 лет? Заставить принудительно выдавать ипотечные кредиты конечно можно, судьба Ходорковского никого не прельщает. Только банки найдут способ как это обойти, а те кто не найдет - разорятся. Конечно никто и никогда вам не скажет в СМИ что в ближайшие 5-7 лет массовой ипотеки не будет. В правительстве знаете ли тоже далеко не идиоты сидят. Зачем травмировать нежную психику если намного проще вспомнить притчу о ишаке и падишахе. Ну, помните - "А там или ишак умрет или падишах".
Александр / 23 Января 2005
Таки вот Депозиты по вкладам в Эстонии действительно низкие-1,5-2%. Но банк,выдавая кредит на 20-30 лет привязывает к себе клиента на долгий срок,причем имея солидный залог. Повторяю,кредитованием должны заниматься солидные большие банки с длинными деньгами. Может,даже с помощью государства. Это все-таки лучше,чем раздавать кому-то квартиры бесплатно.
таки Вот / 21 Января 2005
Угу, наши банки спят и видят как выдать кредит под 5-6 годовых в валюте :). Знаете почему? Поинтересуйтесь какой средний процент по депозиту в той же Эстонии - будете сильно удивлены. Для справки процент по депозиту в Сбере от 5,5 до 7,5 по разным видам вкладов. В таллинском KredidiPank - процент по депозиту 2,5-3 процента. Угадайте с трех раз почему эстонским банкам выгодно бороться за клиента по ипотеке (имея в качестве государственной валюты Евро) и почему СБ РФ по доброй воле не будет давать ипотечные кредиты по ставке ниже, чем они принимают кредиты от населения :) Банки, знаете ли охотно "идут навстречу народу" когда на этом можно заработать. Именно поэтому они и банки, а не благотворительные учереждения.
/ 20 Января 2005
Подписавшемуся "Петр" на сообщение от 14.01.2005 16:09: Спасибо за поддержку! Но процесс абстрагирования для меня- это уже пройденный этап - сколько можно, большая часть страны находится в абстрагированном состоянии, постепенно превращаясь в животных. Постотрите людям в глаза - становиться страшно от того, что в них видишь ... Не испытываю никакого чувства патриотизма! Готовлюсь к сваливанию, пока есть силы, и мозги не засохли. Знаю, там нас тоже особо никто не ждёт, но терпеть столько унижений в своей собственной стране для меня самое большое унижение! И видеть на фоне всеобщей катастрофы тупые, уголовные рожи - "нашу новую интеллигенцию", неспособные даже по-настоящему (из-за отсутствия глубоких мысленных процессов)оценить все "нажитые" блага: типа элитной квартиры на Крестовском среди полуразвалившихся, и никому не нужных особняков "их предков", мягко говоря, омерзительно. И почти все молчат, наверно, абстрагируются ... Счастливо оставаться!
Андрюха / 20 Января 2005
Подписавшемуся "Петр" на сообщение от 13.01.2005 15:28: Петр, ну кто Вам сказал что их не кому купить??? Квартиры в новостройках очень успешно продавались до апреля этого года и более менее успешно продаются после этой даты. Конечно таких наплывов клиентов нет, но продажи не стоят как здесь написано
Александр / 20 Января 2005
То Таки вот А почему бы собственно банкирам не предоставлять кредиты под 5-6% годовых в валюте? В Эстонии дают кредиты под Euribor +0,9%(т.е. от 3,1% годовых) на 20-40 лет и банки еще борятся за клиента.При этом главным условием является то,чтобы ежемесячный платеж по кредиту не превышал 50% от "белой" зарплаты. Так что солидным банкам, и прежде всего Сбербанку,вполне можно пойти народу навстречу.
Денис / 18 Января 2005
Уважаемые! По оценке ЦБ РФ потенциальный спрос со стороны россиян на ипотечные банковские кредиты на конец 2005 года составил около 332 миллиардов рублей. При этом банки готовы удовлетворить имеющийся спрос кредитами в сумме от 30 до 50 миллиардов рублей, то есть не более чем одну шестую. (Российской Газета, 14.01.05). Очевидно, что в такой ситуации приобретение гражданами жилья будет происходить, главным образом, за счет собственных накоплений покупателей (контрактных сбережений). То есть долевое строительство рано еще хоронить. Вероятно начнуть "отпадать" застройщики и многочисленные посредники перейдут на прямое представление их интересов. Ещё, вероятно, поднимутся в цене "старые" площадки под строительство, так как для домов, разрешение на строительство которых получено после 01.03.05, пордок привлечение средств граждан жестко прописан в законе.
ziv / 17 Января 2005
По поводу себестоимости жилья: 600$ за метр в панельном доме. Так сказал один мой знакомый, работающий в строительной компании. И я ему верю. Сейчас на строительстве нагревают руки очень многие: и не только строители, но и поставщики материалов, субподрядчики и др.. Город тоже немалую лепту вносит в стоимость жилья. Можно ли уменьшить себестоимость? Я думаю, что можно. Это происходит в ситуации, когда у строителя не купят квартиру при такой себестоимости. Начинается работа над уменьшением издержек. Например, можно надавить на производителей материалов, на город в конце концов. Когда выхода нет, строители будут шевелиться. Подозреваю, что такая ситуация пришла и себестоимость будет уменьшаться...
Таки вот / 17 Января 2005
Вот что меня ошеломляет так это стенания по ипотеке. Продавцы стращают ее приходом и неминуемым ростом цен, покупатели возлагают надежду на ипотеку планирая покупку квартир в будущем. Господа, ИПОТЕКА всего лишь один из финансовых механизмов и как большинство финансовых механизмов работает лишь при определенном наборе условий. Основных условий три: 1. Срок предоставления ипотечного кредита и величина процентов по нему. 2. Стоимость жилья. 3. Величина дохода потребителя. Если сочетание этих факторов делает выгодным для банка кредитование, для потребителя покупку, а для строителя продажу - ипотека работает. Если хотя бы один из этих факторов, не говоря уже о всех не интересен какой-либо из сторон - ипотека не работает. И все! Никаких заклинаний не нужно, достаточно трезво посмотреть на ситуацию. Кто может заставить банк выдать кредит на 30 лет под 5-6 процентов годовых - ну разве что всех банкиров отправить в Матросскую Тишину и Кресты и то будут сопротивляться? Кто может уменьшить стоимость жилья в 2 раза? Насильно отобрать построенное у строителей и предложить генеральным директорам пересесть с любимых Гелендевагенов на девятки а загородные особняки отдать народу? Кто может взять и поднять среднюю зарплату всем и сразу в 2 раза? Рекомендую с завтрашнего, да что там - с сегодняшнего дня узнать мнение начальника по этому поводу. Между тем, только сочетание всех 3-х факторов приведенных выше позволит добиться соответствия доходов, цен и процентов по кредиту необходимых для возникновения массовой ипотеки. Т.е. тратить на погашение кредита не болле трети ежемесячного дохода. Пока же до массовой ипотеки в России - как до Луны, даже если цены на жилье упаут в два раза. Поэтому все разговоры об ипотеке лишь дешевая демагогия рассчитанная на тех, кто утруждает себя хоть чуть-чуть подумать собственной головой.
двойной / 14 Января 2005
Вот еще подумал и придумал следующее: Как всем известно, Российское государство издавна славилось тем, что жило не для народа, а за счет народа(инфляция 1992, дефолт 1998). Больше этим ворам в долг не дают и бумажки их(рубли) стараются не пользовать по возможности. Как состричь с ботвы последнее, если наличку государству ни за какие коврижки никто не доверит? Надо неестественно раздуть рынок жилья, поддержать его так для наглядности пару лет(благо нефтедоллары позволяют), а потом через подставные структуры закабалить граждан, остро нуждающихся в квартирах. Как бывший провинциал, скажу, что очень многие люди в несчастной российской провинции готовы пойти на многое ради получения квартиры, прописки, и возможности жить и работать в Москве или Питере. Как только ипотека появится, очень многие подпишутся под ней. Если после этого наступит повторение августа 1998(что весьма вероятно, если учесть, что из утюгов уже вещают о ненадежности доллара), этих людей будет жалко.
"двойной" / 14 Января 2005
Подписавшемуся "АА" на сообщение от 14.01.2005 11:38: Риэлторов местных не знаю, но ответственно могу заявить, что за $30 можно купить пригодное для жизни жилье. Согласен, $30k стоит фанерный домик. Но я живу в таком. Cейчас(середина января) за окном стабильно +10, снег лежал 3 дня за эту зиму. Да, я трачу много на энергию, но зарплата позволяет. Только ведь я сравнил цену своего домика на берегу речки в 30 минутах от Нешвилла с нереальной ценой на непригодную для жизни микрохрущевку, далеко от центра, а то и в пригороде, в наркоманами в подъезде. Без нормальных дорог, без рабочих мест в районе. Нормальные дома в Штатах стоят $150k+, но так и сравнивать нельзя их с квартирами в Петербурге. Очевидно несоответствие, этого бреда просто не должно быть. Согласен с Ириной, это похоже на целенаправленный геноцид. Я не знаю ни одного человека, заработавшего на квартиру. Или воруют, или квартиры достаются через трупы родственников. Это нормально? Я не желаю в этом участвовать. Утечка мозгов, говорите? Не патриот? А какие перспективы у молодого специалиста в РФ?
Петр / 14 Января 2005
Ирина, абстрагируйтесь от негатива. Нервы и правда, не восстанавливаются. Со Старым Новым годом вас!
Potam / 14 Января 2005
Подписавшемуся "Ирина" на сообщение от 14.01.2005 15:17: Самое грустное, что все больше cклоняюсь к простой мысли: патриотизм конечно здорово, но уж больно не много времени остается, не ужели придется валить отсюда? Мда... "Прощай не мытая Россия..." Ничего не меняется!
Ирина / 14 Января 2005
Народ! Нас просто катастрофическими темпами уничтожают! А ситуация с жильём - это одна из "машин смерти"! Ну как может у нормального человека, поставленного в нечеловеческие рамки, появиться желание продолжить потомство?! Относясь, по российским меркам, к среднему классу, нам с мужем хватает денег только на "удовольствие" съездить в отпуск в Турцию по горящей путёвке раз в год, деньги на который мы откладываем весь год. Какая может идти речь о покупке жилья? Не вижу смысла истязать себя многолетним голодом ради покупки конуры в "хрущёвке" с засраной парадной, гнилыми трубами и помойкой во дворе. А слушать этот наглый п...ж про стремительные темпы роста экономики и улучшение благосостояния населения (ага, целых 8 процентов ... !) можно только будучи слепым, или глухим... а так, это очень опасно для здоровья. Нервы ведь не восстанавливаются!
Петр / 14 Января 2005
Уважаемый "Зам.директора" - я вам завидую. ;) Однако, если не секрет - можеть назвать общую стоимость жилья, систему ваших "накоплений" и порядок взятой в долг суммы? Разумеется, очень округленно, просто для обрисовки _реальной_ ситуации.
Potam / 14 Января 2005
Ипотека, говорите? Очередная дурилка это и не больше. Ситуация выглядит просто - реальная себестоимость метра неприлично низкая, соответственно, для исправления этого досадного недоразумения любое строительное предприятие разлапистая пирамида из дочек, внучек и более дальних родственников, кои на бумаге оказывают друг другу кучу услуг, что естественно включается в себестоимость. Данная систем хороша еще тем, что никто не отвечает за конечный результат: строят одни, продают другие, обязательства вообще оказываются у конторы с нулевым уставным капиталом. Итак, вышеизложенным путем метр с реальных $350-$450 дорастает до цены неплохого ноутбука (неправда ли равноценные вещи? ;-) ) Одна беда, последнее время столь блестящая схема столкнулась с недостатком спроса - ну кончились накопления у потенциальных покупателей! "Вот ведь паразиты, наверное пропили" - подумали стройбоссы и о чудо, какая идея! Давайте дадим покупателям взаймы! Заодно и финансисты подзаработают, а то с ними последнее время сложности, кредиты не хотят давать гады, говорят риски у нас высокие! Результат всем надеюсь ясен? Нам пытаются всучить низкокачественный товар, по вдвое-втрое завышенной цене и любезно соглашаются кредитовать, ежели не хватает. Ну что тут комментировать! Можно конечно воспылать справедливым гневом, достать булыжники и просто перебить сволочей. Хочется? Ага очень! Имеем ли право, ведь можно просто не покупать неустраивающий товар? Ага, имеем, потому что это монополия. Мало того - мафия. Отец моего друга, строитель, причем достаточно высокого ранга сказал как-то - "да я бы продавал по $400 за метр, на скорости оборота свое бы взял, но не могу, жить еще хочется". Мило, да? Ни булыжники, ни возвания к власти ничего не дадут, надеюсь все это понимают. Добрый и вечно "не в курсах" царь-батюшка, это всего лишь легенда, хотя еще и очень популярная. Остается только вспомнить БГ: Я констатирую факт - КОЗЛЫ!!! Нас имеют, господа и пока успешно. Как ответим?
Зам. директора. / 14 Января 2005
Подписавшемуся "Петр" на сообщение от 13.01.2005 15:28: Я купил квартиру не сейчас, а еще в 2001 году, по 300$ за метр, используя накопления и взяв немного в долг.
АА / 14 Января 2005
Подписавшемуся "Двойной" на сообщение от 13.01.2005 22:46: Не дадите ссылку на риэлтеров, продающих нормальные дома в Штатах по 30 тыс.? Только не с фанерными стенами. А то тут был один, кричал, что дом рядом с Сан-Франциско стоит 45000 USD.
Двойной / 13 Января 2005
Вообще, грустно это. Как правильно было замечено, население сокращается. Что-то я не видел, чтобы старые дома сносили. Лично я вижу 2 причины неадекватности цен на жилье: 1) квартиры рассматриваются как единственный способ сохранить нефтедоллары, не выводя их из страны. 2) (им)миграция. В регионах России и в южных странах бывшего СССР уровень жизни на порядок ниже Питерского, вот люди и едут. Занимательно будет видеть как изменится тенденция роста цен на жилье в случае падения цен на сырьё, я так представляю, что господа, скупившие по нескольку квартир начнут пытаться выводить деньги с рынка недвижимости. Это повлечет не "системный кризис", а катастрофический обвал цен. Мать кузьмы наступит и застройщикам и риэлторам, это вопрос времени. Ну не может убогая квартирка с грязным подъездом при данных зарплатах объективно стоить 30 тыс. американских долларов. За 30 тыс. $ можно купить ДОМ в штате Теннесси, в комплекте с нормальными соседями, зарплатой и человеческим уровнем жизни. И климат здесь теплее.
Сергей / 13 Января 2005
Почему вообще растут цены на жильё? Строят довольно много. Население России - сокращается. Откуда берётся спрос?
Latcaver / 13 Января 2005
Когда будет НОРМАЛЬНАЯ ипотека, рассчитаная хотя бы лет на 10-12, а не на 3 года под 14% в валюте как сейчас, даже цена в штуку $ за кв.м. не будет казаться фантастической.
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

Деловой центр, жилые кварталы, школы и другие объекты между Петергофским шоссе и Финским заливом

19 Января 2005

В свете резкого ужесточения режима пребывания в нашей стране круизных туристов из европейских государств и США, которое собирается вводить Госдума, необходимость строительства в Петербурге морского терминала можо поставить под вопрос.

17 Января 2005

Аналитики кардинально расходятся в оценках перспектив стоимости жилья в Петербурге и России. При отсутствии внятных ценовых прогнозов и продавцы, и покупатели предпочитают занимать выжидательную позицию. По всей видимости, риэлтерам вновь придется вспоминать забытое за последние годы искусство ведения торгов.

14 Января 2005

Создание на Выборгской набережной делового центра, подобного районам Дефанс в Париже и Докленд в Лондоне.

06 Января 2005
Все статьи1440