Сооружен и очень опасен!
Трагедия, которая случилась 27 февраля на Камышовой улице, что в Приморском районе СПб (где на 12-этажный жилой дом упал башенный кран, убивший трех человек, в том числе грудного ребенка, и ранивший еще троих), в очередной раз привлекла внимание общественности к проблеме госнадзора за качеством и безопасностью строительства.
За последние пять лет это уже девятый (!) случай падения строительных кранов в СПб. Одна из самых серьезных трагедий произошла в 2002 году в том же Приморском районе, когда кран рухнул на вещевой рынок возле станции метро «Пионерская» (тогда погиб 7-летний мальчик и трое человек были госпитализированы). Почти во всех остальных ЧП также были человеческие жертвы. Впрочем, падают не только краны. Так, в 2005 году в СПб обрушились перекрытия строящегося аквапарка в Калининском районе и крыша строящегося торгово-развлекательного центра во Фрунзенском районе.
Разобрались как следует, посадили кого попало
На следующий день после трагедии на Камышовой улице прокуратура СПб приступила к проверке всех строительных организаций, использующих в своей работе технику по подъему и передвижению грузов. Проверка продлится до 12-13 марта. Особо злостных нарушителей обещают наказать жестко, вплоть до возбуждения уголовных дел. На 2 марта было проверено 38 кранов в 17 организациях. Выявлено 81 нарушение. В ряде случаев на рельсах, по которым движется кран, не было тупиковых упоров, что, как полагают, и явилось одной из причин падения крана на Камышовой улице. После 12 марта прокуратура приступит к проверке органов, контролирующих строительные организации, – прежде всего Ростехнадзора по Северо-Западу (отвечает за строительную технику), а также государственной службы строительного надзора.
Но подобное «успокоительное» чиновники выписывают горожанам не в первый раз. В марте 2004 года, после пятого случая обрушения крана в СПб, по поручению губернатора была созвана «чрезвычайная» комиссия. Тогдашний вице-губернатор Андрей Черненко пообещал, что все предыдущие факты падения башенных кранов будут дополнительно проверены. Кроме того, запланировали выработать механизм контроля и надзора за соблюдением правил и норм безопасности при использовании подъемной техники на стройплощадках. Да и проверки, подобные начавшейся сейчас, как заявил для РИА «Новости» начальник отдела горпрокуратуры по надзору за исполнением закона и охраны прав граждан в социальной сфере Сергей Чижов, проводятся ежегодно, и последняя, по его словам, выявила много нарушений.
«Практика показывает, что после таких проверок почти ничего не меняется, – отмечает ведущий специалист экспертного совета по определению надежности предприятий строительного комплекса (далее – ЭСОН) Леонид Медведев. – И, увы, скорее всего, нынешняя проверка будет носить формальный характер и просто даст чиновникам очередную возможность «подсобрать» денег со строителей, что может опять привести к увеличению цен».
Медведев согласен с губернатором в том, что, кто бы ни допустил ошибку, повлекшую падение крана, ответственность, в первую очередь, лежит на компании-застройщике, от которой и зависит, как соблюдается техника безопасности. Но... «Практика разбирательств граждан со строительными кампаниями в последние годы показывает, что основная масса дел либо затягивается, либо решается в пользу строителей, что позволяет усомниться в беспристрастности суда. Даже в случае, когда иск к застройщику инициирует государственный орган, все равно суд длится годы, постепенно превращаясь в бумажную войну адвокатов. А если кого-то и посадят, то это еще не значит, что «виновного» не нашли по принципу: «разобрались как следует, посадили кого попало»«. Решение проблемы специалист видит в законодательных инициативах, усиливающих меры ответственности для организаций, которые нарушают нормы, и в разработке действенного механизма применения этих мер.
И право выдали волкам овец стеречь...
А тем временем качество строительства продолжает ухудшаться. «Строители всячески экономят на материалах (причем замена на более дешевые происходит даже после утверждения проекта прямо на стадии строительства), привлекают неквалифицированную рабочую силу. Даже кадры ИТР у них зачастую не имеют должного образования и опыта. В итоге за последние три года мы находим все больше нарушений на различных стадиях работ. И пусть не все они представляют опасность для жизни людей, но это отражает общую тенденцию несоблюдения строительных норм, что порой приводит к человеческим жертвам», – констатирует начальник управления ЭСОН по технологическому надзору и контролю качества строительства Наталья Фертикова. Так, по данным ЭСОН, 90% всех строящихся в Петербурге домов сдаются с теми или иными недоделками и нарушениями технологий. Например, в вентиляционных шахтах 30% новых домов тяга либо идет в обратную сторону, либо отсутствует вовсе, что вполне может создать опасную ситуацию.
Как подтверждает начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы СПб Александр Орт, в 2006 году количество правонарушений в области строительства, по сравнению с предыдущими двумя годами, увеличилось. Так, общая сумма выписанных штрафов выросла, по сравнению с прошлым годом, более чем в 1,5 раза. По словам Орта, одним из основных видов нарушения продолжают оставаться несоблюдение организационно-правовых норм и прежде всего строительство без разрешения (либо без его продления). Но увеличивается и число нарушений качества строительно-монтажных работ, а также правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.
При этом, как утверждает Леонид Медведев, недобросовестные строительные компании за счет СМИ создают себе положительный имидж, раскручивают бренд, получают престижные сертификаты, но все это, по его мнению, лишь рекламные слоганы и тексты на бумаге, которые не соответствуют действительности.
И правда: строительные фирмы-нарушители отнюдь не являются малоизвестными «однодневками». Например, такие опытные и разрекламированные компании, как ООО «Концерн ЛЭК ИСТЕЙТ» и ООО «Фирма «ЛЭК Истейт»«, по утверждению Александра Орта, являлись наиболее частыми нарушителями на протяжении 2005 и 2006 гг.
Кажется, такое положение дел в строительной сфере должно заставлять чиновников все жестче и тщательнее контролировать качество и безопасность строящихся объектов. Но, как ни парадоксально, действия и бездействия властей в последние годы привели к ситуации, когда в РФ отсутствуют обязательные к исполнению строительные нормы, а порядок ведения строительных работ, по сути, не регламентирован.
Такая ситуация сложилась не в последнюю очередь в результате превратно истолкованной цели – скорейшего вступления РФ в ВТО. Западные партнеры неоднократно указывали на устаревшие технические нормы, и, дабы «исправиться», правительство РФ в 2002 г. приняло федеральный закон №184 «О техническом регулировании» (вступил в силу с 1 июля 2003 г.). В итоге старые СНиПы потеряли силу, уступив место так называемому техническому регламенту. Однако он не принят до сих пор. В 2005 г. правительство вынуждено было издать распоряжение о том, что старые СНиПы и другие нормативные документы пока все же действуют. Но строители к этому времени уже привыкли «с успехом» работать в условиях выгодной им правовой неразберихи. И даже когда у них находят нарушения, они либо успешно уходят от ответственности, либо надолго затягивают разбирательство.
«184-й закон сам по себе имеет много ошибок. Например, согласно ему, «оценка соответствия нормам проводится в формах приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено». Какой смысл проверять построенный дом, если не проверены предыдущие стадии?!» – риторически восклицает директор департамента строительства ассоциации строителей России Михаил Кайков, по словам которого, как раз с 2002 года и началось серьезное ухудшение качества строительства. По его мнению, столь долгое игнорирование парламентом принятия регламента связано с тем, что за авторами закона стоит сильный административно-финансовый ресурс, которому выгодно существующее положение вещей.
В 2006 году – в целях сокращения сроков прохождения проверок и согласования документации – госкомиссия, которая принимала объект на различных стадиях строительства, была заменена на единую госэкспертизу, когда специалисты госстройнадзора приезжают лишь в конце строительства и выдают простое разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. До этого момента действующее законодательство обязывает выезжать на участок всего три раза (проверяется возможность возведения объекта на месте, правильность установки фундамента и прочность «коробки» здания).
А Думе нет дела...
Можно ли решить усугубляющуюся ситуацию посредством умножения числа проверок и органов, их осуществляющих? Леонид Медведев считает, что нет: «Механизма контроля над проверяющими не существует, любые проверки объектов проходят зачастую формально, заключаясь в проверке наличия надлежащих бумаг и актов, в которых можно написать все что угодно. Людей, которые отвечают за строительный надзор и при этом честно выполняют свою работу, очень мало. А так как в каждом городе все строители друг друга знают, то получается, что они контролируют сами себя. Итоги проверок в подобной ситуации зависят от самоконтроля и простой человеческой порядочности. Поэтому, если даже будет создан отдельный госорган, на который будет возложен контроль над соблюдением строительных норм, это просто приведет к увеличению «взяткоемкости»«.
Одним из возможных путей решения проблем в строительной отрасли, по мнению Леонида Медведева, является создание саморегулируемых организаций (СРО), которые будут выдавать сертификаты и применять меры ответственности к нарушителям норм и правил. Однако, во-первых, такие СРО должны будут нести реальную и четко прописанную материальную ответственность, а во-вторых, в СРО должны будут допускаться, помимо самих строителей, физические лица и некоммерческие общественные организации, которые также бы участвовали в контроле, надзоре и приемке объектов. «Если же СРО будет междусобойчиком из ведущих строителей, то ничего не изменится», – резюмирует Медведев.
Следует добавить, что в Госдуме лежат несколько законопроектов о СРО, однако ни один из них не только не принят, но даже не предусматривает соблюдение перечисленных выше условий.
К слову, в то время, как РФ идет по «особому пути» развития «суверенной строительной демократии», в других странах, наоборот, происходит ужесточение строительных норм. Так, в США после теракта 11 сентября американские специалисты выяснили, что людей, находившихся в небоскребах, можно было бы спасти, если бы лифтовые шахты создавались в соответствии с нормами, действовавшими, кстати, в бывшем СССР. После этого правительство США начало активно внедрять ограничения в строительной сфере. Сейчас аналогичной работой занимаются правительства стран ЕС.
Наш Белый дом, не в пример американскому, видимо, считает, что регулярная гибель людей из-за строительной безалаберности – недостаточный повод для законодательных хлопот.
P.S. На следующий день после трагедии на Камышовой улице в том же районе СПб произошло еще два ЧП: на одной из строек рабочий насмерть разбился, упав в лестничный пролет; на другой – водитель трактора получил серьезные травмы из-за падения груза с автокрана.
12 Марта 2007 Источник: Газета "Дело", №7, 5.03.07