руб

Петербуржцев будут и дальше «уплотнять»

Практически каждый строящийся сегодня дом в Петербурге может считаться настоящей «горячей точкой» - несмотря на то, что в течение вот уже нескольких лет законодатели пытаются найти правовой компромисс между жителями, протестующими против уплотнительных застроек, и строительными компаниями. Но пока компромисс не найден, строители по причине острого дефицита «пятен» сражаются за инженерно оборудованные «лакуны» между домами, а активисты из числа окрестных жителей с помощью митингов и пикетов пытаются добиться остановки строек.

Пикет как метод борьбы с «уплотниловкой»

Иногда им это удается. Есть несколько примеров, когда именно активные действия общественности приводили к «свертыванию» проектов. Но такие случаи - скорее исключение, чем правило. Ведь с точки зрения существующего законодательства мнения жителей о целесообразности строительства того или иного здания носят лишь рекомендательный характер. Остановить процесс возведения того или иного объекта может лишь суд. Но до того, как суд поставит «вето» на стройке, потребуются документы, подтверждающие, что строительство ведется с нарушениями. А если таковых не обнаружится – жители могут сколько угодно митинговать у забора, окружающего стройку. Все бесполезно. Закон составлен так, что общественные слушания хотя и предусмотрены, но, в конечном счете, являются пустой формальностью и не играют никакой роли.

История законодательных инициатив, связанных с уплотнительной застройкой, имеет недолгую историю. В 2000 году появилось распоряжение губернатора Владимира Яковлева «Об участии граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, осуществляемое при реализации инвестиционных предложений». По мнению экспертов, формулировки в распоряжении были прописаны нечетко: понять, чье мнение и как должно учитываться при начале строительства, было сложно. К тому же, распоряжение не имело статуса закона. В 2003 году депутаты Законодательного Собрания выступили с инициативой принятия закона «О порядке участия граждан и их объединений в градостроительной деятельности Петербурга». Он был окончательно готов весной этого года. Документ четко и однозначно сформулировал это самое «участие граждан», которое может носить лишь рекомендательный характер и никак не в силах повлиять на ход строительства.

Мало того, что закон сам по себе ничего не гарантирует жителям, так еще и общественные слушания, как правило, проходят на стадии, когда готова вся сметная документация и завершены проектно-исследовательские работы. Компании, которые прошли долгие и нудные процедуры согласования со всеми необходимыми инстанциями для получения права на строительство, просто не могут всерьез воспринимать протесты жителей. К тому же, зачастую, кроме эмоций, никаких конструктивных замечаний протестующие предъявить не в состоянии. Просто потому, что не являются специалистами. А значит, общественные недовольства заведомо обречены на провал.

Стенка на стенку

Представители строительных компаний утверждают, что ни в одном мегаполисе мира власти не могут позволить себе такое «удовольствие», как полный отказ от строительства в историческом центре. Тем более это касается городов, возраст которых перевалил за 300 лет.

Но противники новых строек живут не только в историческом центре. Территорию возле своих домов ревностно охраняют и жители «спальных» районов. Примечательно, что за «заморозку» строительства борются в городе, где почти полмиллиона населения продолжает ютиться в коммуналках.

Мнение по этому поводу большинства участников строительного рынка можно свести к простой формуле: чистая политика и ничего более. Они прогнозируют, что по мере приближения к декабрьским муниципальным выборам обстановка на объектах будет накаляться все сильнее - ведь строительные площадки уже давно превратились в полигон для политических баталий.

Действительно, во многих случаях стихийные митинги и акции протеста устраивают желающие «встряхнуть» народ политические силы. Так уж сложилось, что чаще всего в толпе митингующих замечают нацболов. Но на самом деле в подобных акциях участвуют приверженцы разных политических направлений. Например - Движение гражданских инициатив, в которое входят как лево-, так и правоориентированные активисты.

Но было бы неправильным утверждать, что остановка строек интересует только политиков. Как бы представители строительного бизнеса не убеждали всех в обратном, нередко организаторами митингов и пикетов становятся простые жители. Другое дело, что такие акции проходят с меньшим размахом и резонансом. Кстати, практика показывает, что именно акции, которые устраивают непосредственно жильцы соседствующих со строительством домов, как раз и могут привести к нужному результату.

Что же такое «уплотнительная застройка»?

Практически ни один эксперт строительного рынка Петербурга не способен дать четкого ответа на вопрос, что же такое «уплотнительная застройка». Определения самого этого термина нет ни в одном из документов, регулирующих градостроительную деятельность города. Специалисты точно не знают, и что такое «соседние дома»: подразумевается ли под этим понятием весь район, целый квартал, территории в радиусе тысячи метров, либо речь идет всего лишь о нескольких домах?

По мнению директора Петербургского Союза строительных компаний Льва Каплана, главная проблема петербургского строительного комплекса заключается в том, что на протяжении последних лет городские власти практически не занимались вопросами подготовки инженерно оборудованных территорий под строительство. И, констатирует Каплан, так продолжается и поныне, несмотря на то, что правительство Петербурга поставило задачу выполнить планы сдачи вновь возведенного жилья.

Надежда Зайцева

29 Октября 2004 Источник: Невастройка

Обсуждение
Костя / 19 Декабря 2006
Подписавшемуся "Койча Дмитрий" на сообщение от 30.12.2004 13:16:
вахмистров / 10 Февраля 2005
Подписавшемуся "Алена" на сообщение от 07.02.2005 12:39: в информационном центре управления инвестиций кое-что можете посмотреть бесплатно.
Константин / 09 Февраля 2005
Нам пора дочку записывать в ясли. Мы живем на Подвойского. Так вот, минимальный "вступительный взнос" (чтобы только записаться) в близлежащих детских садах - 6 тыс.руб. Построена куча "уплотнительных" домов, а ни одного сада или школы - нет. Сейчас очередные дома заселят - вообще будет ни в детсад ни в школу детей не отдать. Дожили...
Алена / 07 Февраля 2005
Мне ребенка надо записывать в школу: предупредили заранее - отмечаться в очереди придется КРУГЛОСУТОЧНО! А вокруг строятся все новые жилые дома, например на крохотном участке перед нашим домом построят комплекс из 2-х 10-ти и1-го 15-ти этажных домов (сметя при этом детскую площадку). Но по существу: где можно посмотреть планы детальной планировки по кварталам? Есть ли они в свободном доступе?
Андрюха / 02 Февраля 2005
Подписавшемуся "Житель" на сообщение от 27.01.2005 12:11: Во первых простите! Забыл тогда подписаться! А примеров масса! Для этого возьмите присок лакун опубликованный правительством и сравните со списком адресов строительных площадок. Также ведется строительство на месте промышленных предприятий. А согласования КГА,СЭС имеет КАЖДЫЙ проект! А согласование КГИОП если затрагиваются памятники архитектуры! Но при согласовании проекта все равно делается туда запрос!
Инженер / 02 Февраля 2005
Подписавшемуся "Tatiana" на сообщение от 02.02.2005 10:10: Привет ЛА! Современные методы строительства фундаментов новых зданий вблизи, точнее вплотную к старым , вполне позволяют старым домам остаться в сохранности. Для этого надо грамотно провести исследование грунтов, сделать грамотный проект, ну и грамотно вести производство работ. Основной метод--использование буронабивных свай. Удачные примеры---см. мое послание от 28 января, кроме дома на углу Конной и Перекупного, но там другой тип фундамента, и как результат--трещины в соседних домах. Другой пример---инвестор расселил вроде как за свой счет оставшихся(!) жителей аварийных домов рядом с отелем "Невский палас", и взял эти дома себе на реконструкцию. Но по большому счету, в нашей стране ничего бы я не стал гарантировать, все может повернуться как угодно...На улице люди , конечно, не останутся, но помыкаются серьезно. И дело не в том, если их переселят на окраину в "убитую "квартиру или в маневренный фонд-- клоповник в центре. Тут надо различать собственников жилья и съемщиков...
Tatiana / 02 Февраля 2005
Подписавшемуся "Инженер" на сообщение от 28.01.2005 10:12: Vsem dobriy den! ya izvinyaus shto angliyskimi bukvami, naxozus v Los Angelese. U menya zivut rodstvenniki na 8-oy ulitse i Srednem prospekte. Shto-to tam vse sobiralis stroit v odnom iz dvorov okolo metro Vasileostrovskaya, xoteli snesti travmotologicheskiy punk i na ego meste postroit torgoviy tsentr. Ya ne protiv obnovleniya goroda, zamechatelno, novie doma, proekti, zemlya dorogaya ne dolzna pustovat. No ludi perezivaut za tak nazivaemie posledstviya stroitelstva. Vse ochen blizko, doma starie, a esli dom popolzet ryadom so stroykoy...kuda poidut zit ludi? xodit po sudam i dokazivat shto eto blagodarya stroitelstvu u nix tresnul fundament, ili ix otselyat na okraini? est li kakyaya-to garantiya shto ludi ne ostanutsya na ulitse, ya ne imeu dostatochnoy informatsii po etomu povodu, esli u vas est kakie-to primeri otvette pozaluysta.
Инженер / 28 Января 2005
Подписавшемуся "Житель" на сообщение от 27.01.2005 12:11: Я, правда ,не особо интересуюсь застройкой центра, но во т например нечетная сторона Староневского проспекта--- новое здание областного Сбербанка, на месте разрушенного клоповника, с фасадами ,стилизованными под старину, или ближе к пл. А. Невского--новый дом с суперсовременным фасадом, на месте разрушенных домов в 60-е годы. А еще --угол Перекупного и Конной, угол Исполкомской и Херсонской. Там на моей помяти были пустыри, или лакуны, как их сейчас называют. Все согласования получены. Откаты и взятки? Возможно, но я не в курсе... Вообще, эта тема многогранна и бесконечна...
Житель / 27 Января 2005
Подписавшемуся "-" на сообщение от 24.01.2005 13:51: С какой луны, вы, милейший, упали? "Что касается конкретно центра города, то там строительство ведется, как правило, в границах старых строений и при наличии согласований КГА, КГИОП, СЭС и т.д." Хоть один пример приведите такого строительства в центре !!!
Житель / 27 Января 2005
После войны осталось много пуствх углов на перекрестках - дома были разбомблены. Так вот, даже коммунякам не пришло в голову застраивать эти углы - их оставили под садики и скверы, чтобы город не был таким каменным мешком. (навскидку - угол Суворовского и 4-й Советской, где теперь отель жуткого вида, угол Малого пр. и 8-й линии, угол Гороховой и Загородного - перчислять можно долго). Теперь все углы застроены. Дышать в городе нечем, особенно летом. Иного говорят о развитии туризма. Кто поедет в этот душный, грязный, неудобный для жизни город? Если всех жителей уплотнить, а затем выжать из центра, он будет мертв и неинтересен, как отслужившая свой век декорация. Только власти это не интересует, им только откаты давай - и все мало.
Сопромадзе / 25 Января 2005
Чё вы тут трёте без ведома старших,а?!Чё мычите?..Не понимаете - спросите умных(например,меня).Значит,так,слушать сюда!Подписан секретный договор,Фрадков и Путин его одобрили.Питер - мне(кроме Васьки - там Матвиенко и китайцы).Что останется - Гергиев(он будет строить 3-ю,4-ю,5-ю и 6-ю сцены Мариинского театра).Недовольные будут выселены в Париж и Шри-Ланку под контролем Шойгу. Что непонятно,а?!..
/ 24 Января 2005
Подписавшемуся "Mamasha" на сообщение от 07.01.2005 05:10: Уважаемая мамаша! Это вы видимо в вопросе не совсем разбираетесь! Повторяю, есть планировка каждого квартала, где скверы четко обозначены. Строительство в них не ведется (за редким исключением)! Застраиваются в основном пустыри, где дома должны были быть по проекту застройки всего квартала. Многие из них конечно заросли кустами, но от этого парками и скверами не стали!!! Что касается конкретно центра города, то там строительство ведется, как правило, в границах старых строений и при наличии согласований КГА, КГИОП, СЭС и т.д.
Инженер / 21 Января 2005
И еще---по поводу двух последних абзацев статьи. Выясняется, что эксперты не могут в терминах разобраться. Гнать, на хрен, таких специалистов, сидят, штаны просиживают годами, спорят и решения принять не могут!!!!!!!!! Вот от кель ноги и растут... Ну а бизнес (ну что делать---теперь это строительный бизнес) этим и пользуется, равно как и дырами в законодательстве. Правда, и законы -то у нас часто дурацкие. А то, что город не готовит новых площадей под застройку--это действительно проблема. Это вынуждены делать сами инвесторы, часто сообща, или делается на заемные средства. Но это уже иная тема для дискуссий.
Инженер / 21 Января 2005
Согласен с Андрюхой! Однако к каждому пятну надо подходить индивидуально, что по красным линиям кварталов, а особливо --внутри. Инсоляцию вполне можно просчитать, нагрузку на сети, осадку соседних зданий и тому подобное. Вот для этого и сидят люди в КГА и в проектных конторах, в согласующих органах, чтоб все посчитать, просчитать и принять обоснованное решение. А ежели эти люди продажны или некомпетентны--тогда туши свет и сливай воду. В этих случаях и появляется народное возмущение, которое так любят у нас в средствах массовой информации. Как я уже неоднократно тут писал--везде нужен здравый смысл и профессионализм проектантов, тогда и скандалов не будет.
Другой Лёша / 21 Января 2005
Настя, как это Вас угораздило вырасти в Петербурге такой деревенской, да ещё и поехать в Лондон. А тошнить - это вы на другой сайт ходите, а не здесь!
Настя / 20 Января 2005
Не знаю, была недавно в Лондоне, так там такие небъятные парки в историческом центре города! Иногда даже забываешь, что в огромном городе находишься: и все довольны, и всем места хватает, и по величине он не уступает Питеру... А от выпадов Леши (от 12.01.05) меня просто затошнило. Да, Питер - это культурный центр, а не просто деревня, из которой, ты, как раз и приехал, едва научившись писать на родном языке. Мы всех принимаем, а вы уж будьте добры, хотя бы не портьте картину, раз не можете по достоинству оценить всего, что даёт вам этот город.
Леша / 12 Января 2005
Господа ленинградцы - петербуржцы! Ехали бы вы куда-нибудь в Магадан или на Калыму. Там просторно, тайга да лес кругом. Никакой тебе уплотнительной застройки. Или Вы себя считаете особенными по отношению к другим Россиянам? И жить хотитите в крупном европейском городе и простор Вам подавай? Так не бывает, либо в деревне и с простором, либо в мегаполисе и с окнами соседей на против. Посмотрите любой иностранный фильм, там все только и делают, что на соседок переодевающихся в доме напротив смотрят, а не на домонстации и хулиганские пикеты по поводу новостроек шастают!
master / 11 Января 2005
Ужас, что творится в городе с уплотнительной застройкой. Шесть метров от моих окон возвели кирпичную стену торгового комплекса, солнца в квартире не будет. Видимо строительной компании выгоден комплекс на столько, что она готова заплатить всем нам компенсацию и всё равно добъётся прибыли. А как же люди??? Видимо, это и есть капитализм, когда деньги превыше всего!!! Значит это конец и ничего хорошего не будет.
Mamasha / 07 Января 2005
Уважемый Андюха! Не нужно так уверенно говорить о том, чего не знаешь хорошо. если смотреть по вашему, то все зеленые зоны в центре города - пустыри. А ведь именно они застраиваются особенно активно. И в ставых и в новых районах ставят дома не только на детских площадках (только Вы, наверное, не видете таких мест, их предостаточно), но часто настолько вплотную к более старым домам, что загораживаю свет и воздух. Если уж Вы совсе не верите, то зайдите в бывший садик во дворе дома 2 по ул. Марата, к примеру, или на Спасо-Преображенскую площадь (там, кстати, стройка идет несмотря на запрет Госстроя). Строить там дома могло придти в голову или сумашедшему, или одуревшему от жадности. И Койча Дмитрий абсолютно прав - почему-то никто не вспоминает, что нынешний губернатор решительно обещала покончить с этим безобразем. Результат налицо - деньги превыше всего
Андрюха / 30 Декабря 2004
Подписавшемуся "Койча Дмитрий" на сообщение от 30.12.2004 13:16: С чего вы взяли, что вся уплотнительная застройка ведется на месте детских, спортивных площадок? Существует ПДП (план детальной планировки) каждого квартала и иногда возникает ситуация, что квартал полностью не застроен. Тоесть пятно под дом есть, а самого дома нет. Сейчас такие участки застраиваются, а то что жители уже привыкли к пустырю, то это уж извините...
Койча Дмитрий / 30 Декабря 2004
Уплотнительная застройка-это позор Маитвиенко! Один из тезисов,которые она пропагандировала по пути к губернаторству был,как раз связан с ликвидацией этого позорного явления для города в котором безжалостно уничтожались спортивные,детские площадки и т.п. В советское время хорошо помню,въехав в новый дом получили шикарную зону отдыха,площадки.. Позор Матвиенко!
Альберт / 29 Декабря 2004
Абсолютно согласен с Константином. Понимаю, что губернатору нужно дружить с крупным бизнесом, но нарушений при "уплотнительной затройки" столько, что дружба идет за счет причинения вреда (сатитарные нормы - не выполняются) своих горожан, здоровье которых по просту игнорируется.
Константин / 29 Декабря 2004
Что такое "уплотнительная застройка" ? Те участки земли, которые на плане застройки были предназначены для инфраструктуры ( поликлинники, детсады, школы, магазины, зоны отдыха, подстанции и.т.д. застраиваются жилыми домами. Совершенно справедливо возмущение жителей. Условия проживания в микрорайонах с каждым новым построенным домом становятся все более невыносимыми. Невозможно попасть в поликлиннику, устроить детей в детсад, получить любую справку в жилконторе или паспортном столе (у нас к 23-му отделу милиции относится уже почти 90000 человек!). Так о чем, вообще, говорить с правительством , которое это безобразие санкционирует? Если бы любое строительство нового дома сопровождалось строительством соответствующих объектов, конфликты были бы меньше.
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

Недавно Валентина Матвиенко провозгласила политику создания нового имиджа Северной столицы. А бывший главный архитектор Санкт-Петербурга Олег Харченко объявил окончание эпохи советского генплана, и с присущим ему ораторским темпераментом подробно описал перспективы развития города как центра передовых рыночных отношений, культурного центра Европы и России.

18 Ноября 2004
Все статьи1440