руб

Петербургу не хватает терминалов и складов

Стагнация на рынке жилищного строительства, начавшаяся с конца прошлого года, может стать причиной увеличения темпов строительства коммерческой и складской недвижимости. Петербург, расположенный на перепутье железнодорожных, автомобильных и водных магистралей, по-прежнему испытывает острый дефицит в терминально-складских комплексах.


Последние годы спрос на логистическо-складские комплексы начал набирать обороты: это обусловлено общим ростом производства и торговли в регионе, усилением роли региона как транспортного узла, развитием портового хозяйства, КАД. Сейчас на рынке наблюдается стабильный рост арендных ставок по 10-12% в год. Аналогичен и рост цен предложения на продажу. В этом году активность спроса и цены будут расти. Однако современных складов прибавляется не так много: большинство из них строится для собственных нужд компаний. То есть в отличие от жилья, девелоперы редко берутся за подобные проекты, изначально рассчитывая впоследствии склад продать.


Консалтинговая компания Colliers International прогнозирует проектам складской и производственной недвижимости самую высокую на рынке коммерческой недвижимости норму доходности - 20-22%, и сроки окупаемости в пределах 3-5 лет.


Стоимость строительства одного квадратного метра складского комплекса, по данным различных консалтинговых компаний, составляет в среднем $350 без учета затрат на оформление земли, согласования, проведение коммуникаций, разработку и внедрение бизнес-процессов, маркетинг и управление объектом. При этом чем больше площадь склада и выше его классность, тем выгоднее инвестиции.


Классификация складов


К классу А (международный стандарт) относятся одноэтажные здания нового строительства прямоугольной формы с большим шагом колонн, обеспечивающим удобство размещения и доступность стеллажей (не менее 9 метров); с высокими потолками, позволяющими установить многоярусное стеллажное оборудование.


Помещения должны обладать ровным бетонным полом с антипылевым покрытием, позволяющим выдерживать значительные нагрузки и обеспечивать безопасное передвижение погрузчиков; располагаться вблизи крупных транспортных магистралей; иметь удобные подъезды и благоустроенную территорию. Помимо всего прочего к таким объектам причисляются здания, имеющие в наличии достаточные территории, необходимые для разгрузки, маневрирования и временной парковки большегрузных фургонов (фур); обладающих погрузо-разгрузочным оборудованием (краны, погрузчики); пандусом или эстакадой. Также при определении категории А учитывается наличие железнодорожных путей, подходящих к воротам склада (для арендаторов крупных складов, при соответствующем способе доставки товара); наличие регулируемого отопления, систем вентиляции, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения; автоматизированной системы управления складскими операциями; офисных помещений при складе; охраны здания, с системами видеонаблюдения.


К категории В относятся здания (в том числе и многоэтажные), не оборудованные такой техникой, как склады класса А, с потолками 4,5-8 м.


К категории С принято относить производственные помещения или утепленные ангары, практически ничего не имеющие внутри, с асфальтированным или бетонированным полом и потолками 3,5-18 м.


К категории D относят подвалы, неотапливаемые производственные помещения.


Перспективы


Основные перспективы развития – у складов А-класса, что вполне отражает потребности спроса. Тем не менее местные арендаторы еще долго будут отдавать предпочтение складам В и С – в силу нехватки собственных средств. Кроме того, прогнозируется отставание предложения в секторе специализированных складов. География потенциальных складов - помимо промзон - КАД и Ленобласть, где дешевле земля.


Количество складов класса А в Петербурге составляет 100-200 тыс. кв. м или 2-4% от общей емкости рынка, включая склады, обслуживающие внешнеэкономический грузопоток. В Москве - 20% или около 1,4 млн м2. При этом большая часть А-класса не представлена на рынке - они используются собственниками для своих нужд.


Компании строят их самостоятельно для себя, а еще совсем недавно арендовали А-класс в Финляндии или Прибалтике. Примеры строительства складов для себя: Кока-Кола, Жилетт, JFC (хранение и дозревание бананов), Лаверна, Агроторг, ТД Европак. Примеры складов А-класса, строящиеся для сдачи в аренду, появились совсем недавно: ЗАО «НИИНИВИРТА-Терминал» (ул. Челиева), "Экспомаркет" (территориря Кировского з-да), "Интертерминал" (Парнас), ЗАО "Балтийские транспортные системы", «Уткина заводь».


Сейчас, по данным консалтинговой компании Colliers International, отмечается серьезный дефицит предложений производственных и складских помещений площадью от 3 тыс. кв. м и выше.


Как вид бизнеса транспортно-логистические центры в Петербурге только начинают формироваться.


Дешевые склады сдерживают рост дорогих


Основным источником предложения на петербургском рынке складских и производственных площадей по-прежнему остаются бывшие заводские и фабричные территории, которые усилиями девелоперов и управляющих постепенно превращаются в технопарки. Затраты на реализацию таких проектов в несколько раз ниже, чем на строительство с нуля современных профессиональных комплексов, а отдачу они начинают приносить быстрее.


На 2004 год Санкт-Петербург обладал значительной по площади (5, 39 млн. кв. м.) складской инфраструктурой, которая по абсолютным показателям сопоставима с площадью складов г. Москвы (5,69 млн. кв. м. по данным ГУИОН Москвы на 01.01.2004).Однако специфика нашего города как морского перевалочного центра исторически обусловила наличие мощной портовой инфраструктуры, которая в настоящий момент составляет 48% всех складских мощностей города (2,62 млн. кв. метро). На складские мощности города, выполняющие торгово-распределительные функции, приходится 2.7 млн. кв. м., из которых основная масса расположена в бывших производственных зданиях и встроенных помещениях.


Сейчас большинство складов сосредоточено на территории порта и около него, а также в районе советских промышленных зон - Кировского завода и Северной верфи, промзон "Парнас", "Предпортовая", "Рыбацкое" и в районе ул. Софийской, в начале и конце.


Складские и производственные площади размером 1,5-2 тыс. кв. м компании предпочитают арендовать на юге (Московский, Фрунзенский районы), на востоке (Невский район), на севере (Выборгский, частично Приморский район), рядом с крупными магистралями (Софийская ул., пр. Славы, Московский, Дальневосточный пр., Выборгское шоссе) с удобными выездами из города.


Спрос


По уровню спроса на аренду складская недвижимость конкурирует со спросом на аренду торговых помещений. Желающих приобрести склад в собственность тоже не мало – чуть меньше четверти заявок из всех заявок на покупку недвижимости. Однако спрос не находит адекватного предложения. Редко находится под склад отдельное помещение. В большинстве случаев, особенно в вариантах склада под металлические или деревянные изделия, подыскивают помещения на промышленных предприятиях Петербурга. Нередко под эти нужды предлагается маленький цех, в котором есть и кран-балка, и необходимые мощности по электричеству. Местоположение складского помещения в городе не является решающим фактором в определении цены недвижимости. Уровень арендных ставок предлагаемых складских помещений лежит в пределах $40-120 за кв.м./год, но уже появляются собственники, желающие сдать помещения еще дороже - $130 за кв.м./год и более.


Наибольшим спросом у предпринимателей пользуются склады размером около 1000 кв.м. Есть потребность и в более солидных комплексах - по 3000-5000 квадратных метров. Доля таких заявок на рынке растет.


Наибольший дефицит на складские помещения наблюдался в центральных районах города. Как и в предыдущие месяцы, неизменной популярностью у мелкорозничных торговцев пользуются небольшие складские помещения (до 100-150 метров), особенно в центре города.


Основной спрос на небольшие помещения исходит от пищевиков - владельцев пекарен, мясо- и овощеперерабатывающих, кондитерских производств. А значит, к требованиям бизнеса прибавляются требования СЭС. Для таких производителей поиск в городской черте пригодного помещения площадью 200-300 кв. м особенно сложен. То, что на заводах пустуют многие помещения, - не секрет. Но кроме ценовых несоответствий находится еще множество обстоятельств, которые мешают успешному заключению договора между арендатором и арендодателем. Например, нередко можно встретить предложения цехов-гигантов, которые пытаются реализовать предприятия-банкроты. Чаще всего такие производственные помещения в плохом состоянии, с ветхими инженерными коммуникациями и не вполне понятным юридическим статусом. Много в городе и спорных объектов, где установить собственника крайне сложно. После беспорядочной приватизации появилась масса объектов, связываться с которыми специалисты не рекомендуют - как в случае продажи, так и в случае аренды.


Решение проблемы – новые промзоны


Решение проблемы - в создании новых промышленных зон. Пока ограниченность предложения в городе заставляет предпринимателей работать с областными властями и предприятиями. Там и цены низкие и более гибкая политика, которую проводит областное правительство.

Кудрово является наиболее привлекательной зоной из-за того, что находится в ведении Ленобласти - там, по словам инвесторов, получить согласование на строительство проще. Однако перспективность этой территории во многом зависит от развития торговли на правом берегу Невского района. Пока из крупных игроков здесь присутствуют лишь гипермаркеты "Карусель" и "Риомаг". О планах строительства в 2005-2007 гг. заявили еще несколько компаний, в том числе "Лента", "Макромир", "ИКЕА" (торговый комплекс "Мега").


Впрочем, в Петербурге постепенно - не без помощи городских властей - также формируются новые промышленные зоны («Металлострой», «Шушары», «Юго-Западная», «Конная лахта»).


По данным "Петербургской недвижимости", к настоящему времени администрацией Петербурга для проектирования и строительства объектов складского и производственно-складского назначения предоставлено 37 участков общей площадью 551,4 тыс. кв. м. Еще на 32 участках площадью 452 тыс. кв. м ведутся изыскательские работы. На этих участках за 1-2 года может быть возведено 500-550 тыс. кв. м складских площадей. Еще ряд проектов реализуется на участках, находящихся в собственности и аренде.


В прошлом году было заявлено о 19 проектах строительства новых складских комплексов. Если планы инвесторов будут реализованы, то общая площадь складских терминалов к 2006 г. увеличится на 477 тыс. кв. м. Всего в течение ближайших 2 лет ожидается введение в строй не менее 550 тыс. кв. м новых складских площадей, значительная часть которых будет использована под собственные нужды компаний.

04 Июля 2005 Источник: "Деловой Петербург"

Обсуждение
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

По предложениям в загородной недвижимости эконом-класса сегодня лидируют густонаселенные садоводческие товарищества: Пупышево, Синявино, Дюны, Мшинское, Мга, Дунай, Чаща и др. Элитный сегмент занимают Приморское и Приозерское направления.

07 Июля 2005

450 га намывных территорий в западной части Васильевского острова: терминал для швартовки крупных пассажирских судов, общественно-деловой центр, жилая застройка.

04 Июля 2005

«Черный» рынок предложил свой ответ монополии на рынке цемента. В городе появляется все больше продавцов некачественного цемента, использование которого чревато самыми печальными последствиями для тех, кому придется жить в домах, построенных с его использованием.

24 Июня 2005

Специалисты советуют: не бойтесь настаивать на изменениях тех пунктов договора, которые кажутся вам неудачными. Меняйте договор до его подписания, чтобы потом не было мучительно больно.

23 Июня 2005
Все статьи1440