О вреде краткосрочного планирования
Государство приняло федеральную программу развития строительной отрасли. И не скупясь, отделалось грошовой дотацией.
Программа «Доступное комфортное жилье – гражданам России» предполагает строительство не менее 56 млн кв. м в год. Она рассчитана на два года, – и следует понимать, что она представляет собой некий локомотив и для развития индустрии, и для установления цивилизованных принципов ипотечного жилищного кредитования.
Но ведь за два года «квартирный вопрос» решен не будет ни в масштабах, скажем Санкт-Петербурга, ни тем более всей страны. Огромное число россиян нуждается в улучшении жилищных условий (только в Петербурге таковых около 180 тыс. семей). Поэтому к авторам программы возникает несколько простых и естественных вопросов.
Простой естественный вопрос
Итак. Сможет ли государственная программа обеспечить корпорациям возможность увеличить собственные активы хотя бы до половины суммы привлекаемых ими средств граждан?
Обеспечит ли она реальные рычаги повышения качества зданий, сооружений и стройматериалов?
Сохранятся ли после окончания программы инвестиционные возможности в отрасли и кредитный потенциал для развития ипотеки вглубь и вширь?
За два года такие масштабные задачи не решить – даже если предположить, что половина из ассигнованных 219, 9 млрд рублей ($8,1 млрд) в качестве прибыли упадет в кошелек стройкорпораций. Их слишком много по стране зарегистрировано, в одном Петербурге более 250 шт. Упомянутой суммы хватило бы на три-четыре предприятия. Однако же остальные 246, как точно известно редакции, самоликвидироваться не намерены.
В советское время обычно почин спускался сверху, а на местах знамя подхватывали, и с трепетом, не отпуская древко ни на секунду, бравурно рапортовали о еще больших встречных обязательствах.
В случае же с федеральной программой центр запоздал, не учел местной специфики, а стоимость программы, такое складывается впечатление, была взята с потолка – то есть обоснована умори... пардон, умозрительно.
Простой естественный ответ
В Петербурге, оказывается, уже принята Программа расселения ветхого и аварийного жилья.
Санкт-Петербург возводился как столица Российской империи, что естественно привело к строительству большого числа государственных учреждений, присутственных мест, особняков, дворцов, театров, учебных заведений, гостиниц, промышленных предприятий и мануфактур, казарм, которые сегодня и составляют исторический центр города. После национализации в 1917 году большинство помещений превратили в коммуналки. Сегодня доля таких квартир в центре составляет порядка 70% (от примерно 150 тыс. квартир жилой площадью 5, 23 млн кв. м).
К этому необходимо добавить, что жилые здания центральной части относятся к старому фонду (постройки до 1905 года) и составляют порядка 75% (около 20 млн кв. м) от всего подлежащего расселению городского жилья. Реконструкция коммуналок обычно приводит к потерям 30% жилой площади при перестройке в малогабаритные квартиры и до 50% – в элитное жилье.
Для реализации целевой программы «Расселение и реконструкция коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» по предварительной оценке необходимо 200–250 тысяч квартир, половина из которых должны быть однокомнатными – на одного-двух человек.
По данным Жилищного комитета общая площадь ветхого и аварийного жилфонда достигает 646, 1 тыс. кв. м., а около 5,0 млн требуют неотложной реконструкции. В настоящий момент на первый план выходит проблема выполнения обязательств города по отселению граждан из аварийного жилья (1807 квартир, площадью 169 222,3 кв.м).
Понятно, что решение данной проблемы потребует значительных финансовых средств – ориентировочно 326 млрд рублей ($13,3 млрд) и 15–20 лет.
То есть сумма, необходимая для снятия жилищной напряженности только в Петербурге, превышает стоимость федеральной программы (напомним, $8,1 млрд) на 50%. И сроки ее реализации – в 7–10 раз.
Увы, не все в порядке в Дат… простите, Российском государстве.
Олег Громичук
15 Мая 2006