Как уберечь себя от застройщиков-бракоделов
Стройка – это прежде всего огромное количество людей, связанных в настолько длинную цепочку, что не всегда генподрядчик может отследить и проконтролировать работу на каждом этапе, в каждом звене этой цепочки. В результате какие-то огрехи могут встречаться даже в элитных домах. По большей части застройщики стремятся их исправить, однако некоторые предпочитают скрыть, всячески затрудняя приемку квартир.
Новые сложности на пути приемки
Профессиональная приемка квартир уже выросла в самостоятельный бизнес, на котором специализируются десятки компаний. Ведь приглашение профессионалов на приемку квартиры уже стало своего рода хорошим тоном. Конечно же, такое положение вещей не может обрадовать самих строителей: ведь цель приемщиков – найти брак, и иногда они находят его даже там, где все сделано качественно. Впрочем, такого спроса на услуги приемщиков бы не возникло, если бы строители сдавали только качественные квартиры.
По словам Надежды Калашниковой, директора по развитию компании «Л1», на приемке может присутствовать, помимо самого покупателя, кто угодно, если все правовые нормы соблюдены. В том числе это может быть представитель профильной организации.
Даже с точки зрения репутации застройщика, пускать на объект только дольщиков и только по паспорту – не лучший шаг, считает директор департамента развития ГК «ПСК» Сергей Мохнарь. Люди не каждый день приобретают жилье, и вполне естественно, что они обращаются к сторонним специалистам за консультацией. Более того, участие профессионалов поможет ускорить приемку: специалист сразу или укажет на все недоработки, или развеет сомнения в качестве квартиры.
Однако, по словам специалистов компании «Ситипроф», так поступают не все. И в последние годы некоторые застройщики требуют на любое постороннее лицо, присутствующее при приемке квартиры, нотариальную доверенность. Подобной инициативе удивляются и сами нотариусы: если присутствует сам собственник, требование нотариальной доверенности избыточно. Имел место случай, когда дольщицу «Ясно.Янино» Людмилу Тимошенко не допустили до приемки со специалистом. Женщина подала в суд, и он счел действия застройщика неправомерными и обязал допустить истицу на осмотр со специалистом. Казалось бы, успешная развязка, но не тут-то было: в нарушение решения суда, дольщицу со специалистом не пустили на объект. После этого ДДУ был расторгнут, и Людмила Тимошенко получила на руки, помимо рыночной стоимости самой квартиры, штраф и компенсацию за период пользование деньгами.
Кроме «КВС» доверенность стали требовать и другие застройщики, к примеру, «Главстрой Санкт-Петербург» и «ЦДС».Застройщики объясняют это тем, что так они препятствуют распространению коронавируса. Так, в ЦДС «Московский», уже засветившемся в интернете при попытке не пустить дольщика со специалистом, была утверждена «Инструкция о мерах по профилактике…». В ней есть пункт, по которому в нарушение 214-ФЗ на осмотр квартиры допускаются только те лица, на которых оформлен ДДУ, без какого-либо сопровождения. Дольщик подал запрос в прокуратуру, застройщик вызван для объявления предостережения.
В «ЦДС» по этому поводу сообщили, что подобное ограничение – временная мера, связанная с быстрым распространением инфекции, чтобы ограничить число участников приемки. Как рассказала директор управления рекламы, PR и брендинга Группы ЦДС Ольга Маталыцкая, делается это для безопасности покупателей и сотрудников компании, а также – чтобы не переносить передачу ключей на весну 2021 года. Поэтому, пока в Санкт-Петербурге не изменилась эпидемиологическая ситуация, компания будет допускать на приемку квартир только дольщиков или их законных представителей. Прийти же на приемку в сопровождении специалиста можно будет только после снятия ограничительных мер, то есть принять квартиру позже.
Выбираем приемщика правильно
Помимо недобросовестных застройщиков, из-за которых приемщики так востребованы, есть на рынке и недобросовестные приемщики, старающиеся любой ценой заполучить клиента.
Многие из них, по словам Надежды Калашниковой, пытаются нажиться на некомпетентности клиентов в строительстве. Из самого незначительного отклонения, находящегося в пределах допустимого, они делают катастрофический дефект, завышая таким образом стоимость работ по его устранению. Чтобы оградить клиентов от подобных схем, в компании «Л1» разработали правила приемки квартиры. Например, если сам клиент не присутствует при приемке, от приемщика потребуется нотариальная доверенность на представление интересов покупателя. Кроме того, работу приемщика дублирует специалист службы качества фирмы. Он также оценивает вердикты сторонней организации – насколько они правдивы и реальны. При необходимости специалист службы качества может оспаривать вердикт приемщика со ссылками на правила и нормы в строительстве. Причем служба качества начинает работу по проверке квартир еще до их передачи покупателям.
Дольщикам же можно посоветовать выбирать профессионалов, у которых есть размещенные в интернете примеры работ, ссылки на нормы и правила, отзывы – в общем, подтвержденный опыт. Кроме того, у компании должны быть достаточные компетенции, чтобы ее экспертиза признавалась в суде.
И нужно помнить: даже самая солидная строительная фирма не может обойтись совсем без брака. Например, в МФК «Русские сезоны», построенном компанией RBI, стоимость трехкомнатной квартиры в котором достигала 35 млн руб., были обнаружены следующие недостатки:

А вот ЖК «Жили-были» от компании «КВС». Здесь есть и совсем курьезные огрехи, такие как горячая вода в унитазе – видимо, для лучшей дезинфекции.

Источник: «Ситипроф»
Это та самая компания «КВС», которая все никак не хотела впускать профессиональных приемщиков.



30 Декабря 2020Центр Долевого Строительства (ЦДС), КВС, Л1