ИТ-парки. Что делать - ясно. Осталось понять – как
Сегодня часто можно слышать, что для успешного развития России нужен некий национальный, объединяющий общество мегапроект. Кроме того, существует мнение, что лишь интенсивное развитие наукоемких технологий позволит России войти в клуб высокоразвитых государств и пользоваться всеми преимуществами такого положения. Иначе говоря, необходимо выработать для страны по-настоящему прорывную, инновационную стратегию, сообщает РИА "Новости".
Одной из ее составляющих может быть создание нового поколения информационных технологий (ИТ). Сегодня есть понимание, что ИТ-отрасль играет ключевую роль в экономическом развитии страны. По экспертным оценкам к 2010 году рынок информационных технологий составит 40 миллиардов рублей.
По мнению директора Российского научно-исследовательского института искусственного интеллекта Александра Нариньяни, необходимо менять ситуацию и правила игры, сложившиеся на мировом информационном рынке. И делать это нужно очень быстро. Уже сегодня этот рынок достиг объема в четыре триллиона долларов и является самым быстро развивающимся и эффективным по показателю "вложение - результат". Кроме того, ИТ - это ключевая стратегическая индустрия, определяющая место каждой страны в глобальном раскладе сил ближайшего десятилетия. "Что касается России, то ИТ для нее сегодня - не только наиболее перспективный сектор рынка, но и, - подчеркивает А. Нариньяни, - та отрасль, которая способна вернуть ей достойное место в числе лидеров мировой экономики."
Надо также заметить, что сама конъюнктура на мировом информационном рынке в последнее время складывается очень благоприятно для России. Нынешнее ее положение на обочине современных информационных технологий может оказаться благоприятным фактором для будущего стремительного развития. Это связано с тем, что в настоящее время заканчивается продолжавшийся более 30 лет этап развития информационных технологий, который, по определению Нариньяни, можно назвать "вегетативным". Он охватил в основном формирование технической базы на основе ее удешевления и миниатюризации. Сегодня эти возможности развития ИТ практически исчерпаны, и в ближайшее время неизбежно начнется этап интеллектуализации информационных технологий, где позиции России наиболее сильны, и у нее появится шанс совершить "русское чудо" - выбиться в число законодателей моды в области ИТ-индустрии. Российский путь в развитии информационных технологий должен состоять в том, чтобы приступить к разработке качественно новых направлений, которые пока скрыты за горизонтом, но на очередном этапе развития ИТ станут его базой.
Словом, что делать и в каких направлениях идти - ясно. Осталось понять - как.
Задача номер один - это принятие закона об особых экономических зонах (ОЭЗ) с соответствующей инфраструктурой и льготным налогообложением и развитие программы по созданию центров и технопарков, связанных с информационными технологиями. Закон об ОЭЗ несколько лет кочевал по кабинетам министерств, невзирая на горячую заинтересованность Владимира Путина в скорейшем его принятии, и только летом этого года был одобрен федеральным правительством и передан на рассмотрение Госдумы РФ.
С подачи президента правительство обещало "поспешать" и с доработкой законопроектов, касающихся интеллектуальной собственности, поскольку инновационная деятельность в отсутствие законодательной базы становится почти нелегальной.
Свой вариант ИТ-парков предлагают лидеры петербургского информационно-технологического сообщества.
В северной столице создан мощный задел в сфере хайтека: 6 инновационно-технологических центров (ИТЦ) и 1 инновационно-промышленный комплекс, 4 технопарка с высокой долей ИТ-предприятий, формируется еще 4 проекта подобных парков. Важно отметить, что город помогает созданию и развитию ИТЦ. Впервые в бюджете Петербурга на эти цели заложены средства, распределяемые на конкурсной основе. Правда, надо определиться с терминами: в отличие от ИТЦ, где наукоемкие фирмы на льготных условиях арендуют площади, в технопарках они выкупают землю и становятся собственниками зданий и оборудования, что предполагает более высокий уровень самостоятельности и состоятельности предприятий.
На открытии выставки "Норвеком-2005" министр информационных технологий и связи Российской Федерации Леонид Рейман объявил о сооружении ИТ-парка по соседству с корпусами Университета телекоммуникаций имени М.Бонч-Бруевича как о деле решенном. Тогда в ИТ-сообществе города не без ревности замечали, что "Бончу" повезло оказаться в нужное время в нужном месте - под крылом Мининформсвязи.
С другой стороны, исходя из специфики отрасли, говорить о числе ИТ-парков бессмысленно. Для телекоммуникаций нет границ и заборов с охраной. Малые ИТ-парки могут находиться на территории различных университетов и НИИ, но при этом взаимодействовать, получая не только заказы, но и преференции от города и/или федерального центра, по крайней мере на период стартовой деятельности.
Недаром еще три года назад руководство Электротехнического университета "ЛЭТИ", убедившись, что в составе вузовского технопарка наиболее эффективно работают фирмы ИТ-профиля, предложили правительству Петербурга создать на его базе городской инфопарк. По сути, тот самый ИТ-парк, что формируется сегодня как интеграционная структура, построенная по сетевому или распределенному принципу.
Петербург, пожалуй, как ни один другой город России, готов к подобной интеграции. Помимо "Бонча" и "ЛЭТИ" проекты "на выданье" предлагают Университет информационных технологий, механики и оптики - СПбГУ ИТМО, Физико-технический университет им. А.Иоффе (технопарк федерального значения), Ассоциация разработчиков программного обеспечения "Руссофт". Даже без государственной поддержки эти и другие центры будут расти, но – вразнобой, а возможно и в ущерб друг другу. Задача органов управления - стимулировать этот рост в едином нормативно-правовом и информационном пространстве.
Руководители научных, вузовских и промышленно-конструкторских организаций города говорилось на встрече под председательством нобелевского лауреата академика Жореса Альферова, должны выработать совместную стратегию по созданию ИТ-парков. Дискуссия получила продолжение на расширенном заседании президиума Научно-технического совета при правительстве Санкт-Петербурга - уже с учетом новых реалий, а именно - одобрения федеральным правительством Закона об особых экономических зонах РФ.
Проектом закона предусмотрено два типа таких зон: промышленно-производственные (площадью не более 20 кв. км) и технико-внедренческие (не более 2 кв.км). Для Петербурга наиболее актуальны последние. Они призваны стимулировать развитие высоких технологий благодаря налоговым преференциям (прежде всего в части единого социального налога, он сократится с 26% до 14%) и таможенным льготам (ввоз на территорию зон материалов и оборудования будет осуществляться без уплаты соответствующих налогов и сборов, если они используются для производства продукции на экспорт). На обустройство зон закладываются средства из федерального бюджета (причем, начиная уже со следующего 2006 г.) и бюджетов регионов в соотношении 50:50. Принято предварительное решение о создании пяти таких зон, в том числе одной в Петербурге, и городские власти дали на это согласие.
Но городской черте Петербурга нашлось считанное число "девственных" участков требуемой площади (не более 2 кв. км.). Предварительный выбор сделан в пользу Шувалова - территории на северо-западе города, закрепленной за Санкт-Петербургским научным центром РАН еще в 1995 г. Тогда она составляла 445 гектаров. На сегодня от этой земли осталось 340 гектаров, чего, впрочем, достаточно для реализации проекта национального ИТ-парка.
В двух шагах - Физико-технический институт с Научно-образовательным центром и новым Академическим университетом, Политехнический университет, Институт проблем электрофизики РАН, предприятия электронной промышленности "Светлана" и "Позитрон", чуть дальше - еще один университет - Электротехнический, а также Институты высокомолекулярных соединений и химии силикатов. Вообще считается, что идеальный вариант размещения технопарка - через дорогу от университета. Во всяком случае, именно в Шувалове Жорес Алферов предполагал на средства немецких инвесторов создать технопарк по разработке и выпуску изделий микро - и оптоэлектроники "Глобальный диалог".
Обживать Шувалово предстоит поэтапно. По предварительным оценкам, чтобы создать недвижимость, инфраструктуру на первых 50 гектарах, понадобится 400-500 млн долл. Они будут поступать из разных источников.
Петербург, безусловно, заинтересован в такой зоне, поскольку речь идет о развитии высокотехнологических отраслей и создании квалифицированных рабочих мест.
Но закрытость ОЭЗ плохо сочетается со всепроникающими интернет-технологиями и выстраиванием партнерских связей.
“ОЭЗ - это мера поддержки территориального развития, а ИТ-парки создаются в точках, где проблемы территориального развития нет, для решения вопросов отраслевого развития”, - говорит заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев.
"Особые экономические зоны - экономический инструмент территориального развития, относящийся ко многим секторам экономики, а не только к ИТ-индустрии. Задача ИТ-парков - более узкая и конкретная: сделать так, чтобы активно развивающиеся ИТ-компании имели в России возможности для роста и капитализации, которые сегодня весьма ограничены из-за сложностей, связанных с налоговым законодательством”, - согласен с ним глава Мининформсвязи Леонид Рейман.
В этой связи Мининформсвязи разработало проект программы развития технопарков в сфере информационных технологий, которую, по словам Милованцева, на днях собирается внести в правительство.
Впрочем, министерство допускает, что к ИТ-компаниям может применяться и закон об ОЭЗ.
“Особые экономические зоны - не конкуренты и не альтернатива ИТ-паркам. ИТ-компании могут работать как в рамках особых экономических зон, так и вне их", - подчеркивает Рейман.
Тем не менее, можно напомнить, в общем-то, банальную истину, что технопарк - это наука, образование и бизнес "в одном флаконе". Он имеет внутренние элементы саморазвития, но нуждается и во внешних условиях. По мнению председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга, Владимира Васильева, "это благоприятный инвестиционный климат; наличие венчурного фонда с государственным участием, вдохновляющим частных инвесторов; сервисная инфраструктура инкубирования инновационных компаний, лишь малая часть которых оказывается успешными. Это, наконец, как минимум равные условия с конкурентами". Действительно, к примеру, индийские ИТ-компании платят экспортные налоги в размере 6% от стоимости произведенной продукции, а российские - около 50%.
По словам министра Мининформсвязи РФ Реймана, его министерство остро нуждается в позитивном опыте строительства ИТ-парков по всей России. И почему бы логику петербургского ИТ-содружества не вписать в виде "пилотного" проекта в Федеральную целевую программу поддержки технопарков в сфере информационных технологий, о которых изначально говорил президент Владимир Путин.
30 Ноября 2005