Фабрики и заводы постепенно становятся бизнес-центрами и гостиницами
С 1 октября в Петербурге действует программа по использованию и перепрофилированию старинных промышленных зданий. Бывшие производственные корпуса, заводские строения признаны такими шедеврами зодчества, как и знаменитые петербургские дворцы, передает "Пятый канал".
Угрюмый и депрессивный вид строений на Обводном канале отталкивает не только потенциальных покупателей квартир, но и предпринимателей. За фасадами домов – еще больше проблем: брошенные территории, кучи мусора, полуразвалившиеся постройки. Между тем, почти все эти здания считаются шедеврами промышленной архитектуры. Решено, что их нужно спасать. Правда, мало кто понимает каким образом. Возможно, иностранный опыт поможет?
Как пояснила Маргарита Штиглиц, начальник отдела промышленной архитектуры КГИОП, в Финляндии, например, такого сорта здание используется под жилье. Расчищают территорию, очищают и стены и само пространство. получается либо жилье – общежитие для студентов, либо гостиничные номера. По ее словам, у таких зданий невероятно большой диапазон использования – торговые, складские, офисные, гостиничные помещения.
К сожалению, потенциальные инвесторы не всегда готовы восстанавливать и перепрофилировать бывшие заводские здания. Им выгоднее и удобнее все снести и построить новое. Но таким образом может исчезнуть уникальная часть городской среды и старинные промышленные районы будут исключены из сферы туризма. На последнем заседании городского правительства новых и будущих владельцев этих территорий и зданий уже призвали мыслить неординарно
Примером спасения исторических промышленных зданий Петербурга является начавшаяся реконструкция корпусов бывшей Российско-Американской резиновой мануфактуры. Сейчас это почти развалившееся объединение «Треугольник». Территорию внутри завода вычистили, скоро здесь откроют бизнес-центр. Но работы хватит для всех – общая площадь объединения «Треугольник» - около 10 квадратных километров.
Освоение старых индустриальных строений, началось по всему городу. Например, на Синопской набережной, на Васильевском острове и Петроградской стороне. А сегодня стало известно, что появится на территории бывшего Варшавского вокзала. Через полгода здесь откроется торговый центр. В нем будет работать крупнейший в городе развлекательный комплекс. Восстановление зданий Варшавского вокзала принесет в экономику города 15 миллионов долларов инвестиций. И главное – наконец-то станет работать территория, бесхозно стоявшая много лет.
По словам Алексея Гнесина, представителя инвестора-застройщика, там будет переделано практически все, за исключением стен и фасадов, заменена вся стеклянная крыша.
Правда, пока неясно, что будет с Музеем паровозной техники и привокзальными постройками – депо, мастерскими и водонапорной башней. В ГИОПе опасаются, что их могут снести. Территорию за Варшавским вокзалом еще предстоит освоить. То же ожидает и 200 других городских индустриальных объектов, признанных памятниками архитектуры. Старинные промышленные объекты занимают в 2 с половиной раза большую площадь, чем исторический центр Петербурга. Они неказисты на вид, но они – такое же лицо города, как и великолепные храмы, дворцы и каналы.
07 Ноября 2005