Что почем в Коломне. Часть 1
Наконец-то появились деньги – свободные от прокорма и счетов, и время – свободное от всего. Поеду в Мариинку, посмотрю, что там и почем.
Стою на Лиговке – жду автобус №3. Проходит 10 минут, 15, 20. Холодно – начинаю терять терпение. Наконец подъезжает – новенький, с низкой посадкой. Вхожу, сажусь – теплый, удобный, но в окошко не видать ничего. Рекламой все завешано, она хоть и перфорированная, но до прозрачности далеко. Ладно – еду вслепую, благо город знаю и на слух.
Приехала. Вот он – бывший театр-цирк для выступления итальянцев, с четырехъярусной помпезностью. (Сгорел в 1859 году). Уже из оставшихся стен и лестниц, стараниями А. К. Кавоса, переросший в 1860 году в Мариинский театр – в честь жены Александра II. Новая жизнь началась с оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»
В 1894 году главному фасаду Мариинки придан более пышный вид, сохранившийся и поныне.
А какие имена помнит его сцена – Петипа, Шаляпин, Павлова, Фокин, Нижинский…
Билеты купила и пошла по Офицерской, ныне Декабристов. Как всегда потянуло на Пряжку. Иду вдоль забора, за ним – длинные желтые шеи подъемных кранов.
Еще в 2003 году было решено строить вторую сцену Мариинки. Объявленный международный конкурс проектов выиграл Доминик Перро. Летом 2005 года с ним подписан контракт. В октябре снесен ДК им. Первой Пятилетки, как потом выяснилось – напрасно. В феврале 2006 – возникают сомнения в размерах и форме проекта. В апреле – Перро делает эскизы нового проекта – уменьшенного. Главгосэкспертиза отправляет проект на доработку до марта 2007 года. Перро расторгает контракт. В январе 2007 года Центр всемирного наследия ЮНЕСКО заявляет о несоответствии проекта историческому контексту Петербурга. Возможно, что неистраченные на этот проект деньги пойдут на реставрацию Главного штаба.
Над крышами торчит серая, в наклонный рубчик, шапочка синагоги. Сворачиваю на Большую Мастерскую, то есть Лермонтовский, и замираю – розово-красное восточное чудо посреди русской зимы.
24 года потребовалось еврейской общине на получение разрешения и строительство синагоги. Наконец разрешение получено. Куплен участок земли вблизи Крюкова канала и объявлен конкурс проектов Большой хоральной синагоги. Побеждают Бахман и Шапошников. Волей Александра II проект урезан до «более скромных размеров» и осуществлен в 1883 году. С 1905 по 1909 год изготовлена и установлена ограда по рисункам художника Ропета.
В 1930 году синагога чуть было не стала домпросветом. Стараниями общины – обошлось. Разграбили изрядно, и только. В начале 1941 года ей грозило превратиться в театр юного зрителя, но она оказалась непригодной.
Перед московской олимпиадой в синагоге сделали ремонт, исключительно туристов ради. К 300-летию Петербурга – серьезно отреставрировали снаружи и внутри на частные пожертвования и деньги КГИОП.
С трудом отрываю взгляд от синагоги и мимо советско-бетонного дома быта иду по Декабристов дальше. Напротив – дом №21. Что-то связано с этим домом, ах да! Здесь жила А. Павлова и здесь же Фокин ставил для нее «Умирающего лебедя» А само здание было облицовано мрамором, майоликой – по мотивам рисунков Врубеля. Военной зимой бомба все это уничтожила.
А на Офицерской, №39 был театр В. Ф. Комиссаржевской. Здесь состоялась премьера пьесы Блока «Балаганчик». Сейчас на этом месте стадион Лесгафта.
Зеленой сеточкой занавешено странной формы желтое здание – остатки эстонской лютеранской церкви. Судя по всему, проблемы с согласованием документов КГИОП закончились.
Эстонская лютеранская церковь Святого Иоанна появилась на Офицерской в доме №54 в 1860 году. Построена она по проекту Г. А. Боссе, со школой и приютом. В советское время, сильно изуродованная, превратилась в стройтрест, а затем в вечернюю школу. В 1991 году здание передано эстонскому евангелическо-лютеранскому приходу. Начавшееся восстановление было заморожено на несколько лет, в настоящее время – продолжено.
Перехожу на другую сторону – взглянуть на дом красного кирпича, где до пожара находились декорационные мастерские Мариинки, теперь – его третья сцена – Концертный зал. Реставрация закончена. Со стороны улицы Писарева здание сохранило исторический вид и очень красиво.
Со стороны Декабристов – новый фасад, гораздо темнее изначального – цвет точно определить не берусь. Стеклянные двери. Над козырьком – стекло, разделенное на ячейки планками, уже облупившимися. Над стеклом – четыре бюста русских композиторов. Из чего ваяли – не знаю, серые такие. Четвертого справа не опознала. За спинами вышеупомянутых господ стремятся ввысь дубовые и, вероятно, лавровые веточки цвета меди. Под крутой крышей – лира из блекло-желтого металла, в окружении еще четырех бюстов. Не опознала никого, может высоко слишком.
Декорационный магазин и зал дирекции Императорских театров был построен в 1900 году по проекту Виктора Шретера – мастера кирпичного стиля. В 1917 году перешел к Мариинскому театру.
В сентябре 2003 года пожар уничтожил практически все содержимое и сильно повредил здание. Маэстро Гергиев решил восстановить его и создать там Концертный зал Мариинки. И, в основном на пожертвования частных лиц и организаций, реставрация была начата и закончена в рекордные сроки.
Внутри, по утверждениям специалистов, новый концертный зал соответствует высочайшим техническим требованиям. А вот новый фасад вызывает сомнения, по крайней мере, эстетические, хотя автор проекта Ксавье Фабр и собирался органично сочетать элементы «века нынешнего и века минувшего». Если новый фасад – олицетворение архитектуры 21 века, то вопросов по поводу этого века больше нет.
21 Февраля 2007 Источник: Соб. инф.