Взрыв страстей вокруг дома имени изобретателя динамита
Жители признанного аварийным «дома Альфреда Нобеля» в Петроградском районе Петербурга протестуют против его сноса и заявляют, что экспертиза, по заключению которой здание было признано непригодным для жилья, носила «заказной» характер. А жители соседних домов, опасающиеся, что после сноса здания и возведения на его месте крупного жилого комплекса и их дома придут в аварийное состояние, написали письмо в прокуратуру.
О том, что дом, в котором они живут, был признан аварийным, жители дома N32 по улице Мира, который в начале прошлого века был построен архитектором Виктором Орловым для рабочих завода «Русский дизель» Альфреда Нобеля, с удивлением узнали полтора месяца назад. Именно тогда на дверях их парадной появилось соответствующее объявление. Собственникам квартир было рекомендовано в ближайшее время «согласовать свои потребности в жилье» со специалистами Жилищного комитета и обратиться к представителю инвестора – ООО «Лира». В объявлении был указан контактный телефон риэлтера.
«Когда мы увидели это объявление, то пережили настоящий шок, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» один из жителей дома Владимир Волков. – Это известие пришло так внезапно, нарушило планы людей - ведь теперь квартиры в аварийном доме невозможно продать. Но главное: мы не понимаем, на каких основаниях наш дом признан аварийным».
Через две недели представители инвестора организовали общественные слушания, на которых озвучили заключение экспертной строительной комиссии при правительстве Петербурга, где было представлено заключение ООО «Жилкомэксперт», проведенного по заказу ГУЖА Петроградского района, об «ограниченно работоспособном, аварийном состоянии основных несущих конструкций дома». Изучив исследование «Жилкомэксперта», комиссия Смольного пришла к выводу, что «здание требует работ капитального характера по устранению аварийного состояния и приведению его в эксплуатационно пригодное состояние». Далее в акте значилось, что реконструкция здания «нецелесообразна», по согласованию с КГА и КГИОП оно подлежит сносу, а на освободившемся «пятне» оправдано новое строительство.
Спустя несколько недель представители инвестора провели встречу с жильцами, где ознакомили их с проектом нового 9-этажного жилого комплекса с подземными паркингами и общей площадью застройки около 1,5 тысяч квадратных метров, который должен появиться на месте аварийного дома через несколько лет. Разумеется, о том, чтобы предоставить квартиры в новом доме жителям аварийного представители ООО «Лира» речи не вели. Жильцам разъяснили, что они могут рассчитывать только на квартиры, купленные на вторичном рынке. А живущие в доме на правах социального найма из разговоров с риэлтером поняли, что их ждут только аналогичные «аварийным» коммуналки.
Известие о том, что ожидает дом Нобеля, испугало и жителей соседних домов, которые считают, что снос и последующее за ним новое строительство может привести в аварийное состояние и их дома. Главный специалист ЗАО «НПО Геореконструкция» Наталья Маковская, живущая в соседнем доме, проанализировав заключение экспертов, сделала вывод о том, что экспертиза носит «заказной» характер. «Из заключения, которое выдали специалисты из ООО «Жилкомэксперт», следует, что они не обследовали самое главное – фундамент здания, - пояснила Наталья Маковская. – А это главное основание, чтобы признать дом аварийным. В доме действительно имеются трещины шириной раскрытия до 2 миллиметров, но их можно убрать путем инъекции, и они не будут развиваться. В заключении сказано, что «в ограниченно работоспособном состоянии находится единственная лестница», но я не понимаю, как эксперты, проводившие исследование дома не заметили, что у него имеется две лестницы? Это наводит на мысли о том, что экспертиза вообще не проводилась».
Собственники квартир в признанном аварийным доме считают, что аналогичное заключение можно сделать для каждого второго дома, стоящего в центральных районах города. Поскольку в акте строительной комиссии, по заключению которой дом на Мира, 32 было признано целесообразным снести, перечислены такие признаки аварийности, которые при желании можно найти в большинстве зданий старого фонда. По мнению Натальи Маковской, в заключении экспертов «нет никакой конкретики» и используются обтекаемые формулировки. Так, в документе сказано, что «перекрытия находятся в ограниченно работоспособном состоянии», в доме «повсеместно ощущается зыбкость и вибрация перекрытий», «изношены и требуют полной замены инженерные сети», «в пожароопасном состоянии находятся отдельные участки электропроводки и газопровода».
Ожидается, что в сентябре вопрос, связанный с домом Нобеля и с будущим его жителей будет обсуждаться на заседании городского правительства.
Надежда Зайцева
02 Сентября 2005