Вуоксу не тронут. Канал пройдет по Волхову и Луге
Как пишет "Строительный еженедельник", канал, дублирующий Неву, может пройти через реки Волхов, Тигоду и Лугу. Это наиболее протяженный и дорогостоящий вариант, но в областном правительстве его считают наиболее перспективным. Во-первых, судоходная ширина канала составит 80 метров (против 40 метров между опорами невских разводных мостов), что создает хорошую пропускную способность и снижает риск аварийности. Во-вторых, областные власти преследуют здесь и «меркантильный» интерес. Они надеются, что в ходе постройки и последующей эксплуатации этого канала удастся привлечь крупные инвестиции для экономического и инфраструктурного развития областных территорий, прилегающих к его «трассе». Так что, чем длиннее канал, тем лучше в плане «обустройства» областных земель.
Напомним, что ранее в качестве основного варианта рассматривалась Вуокса. Но, слава богу, в правительстве области нашлись люди, которые отклонили этот проект из-за того, что в этом случае мог пострадать уникальный природный комплекс бассейна этой реки, а также могла измениться экология всего Карельского перешейка.
Второй вариант предусматривал прокладку канала по маршруту Ладожское озеро – Юкки – Парголово – Сестрорецк – Финский залив.
Напоминм, что идея строительства «обходного» канала возникла в связи с резким ростом объемов грузоперевозок через Неву. Ежегодно по реке перевозится около 15 миллионов тонн грузов. Согласно расчетам специалистов, к 2010 году эта цифра возрастет до 25 млн тонн. За последнюю навигацию по Неве проследовало более 7 тысяч судов. Между тем пропускная способность главной водной транспортной артерии Петербурга крайне ограничена и составляет 26-27 судов в сутки. Реально же в минувшем году ежесуточная потребность в пропуске составила 30-35 судов. В итоге «сверхлимитникам» приходилось простаивать на подходах к Неве, дожидаясь следующей ночи, когда мосты вновь будут разведены. Такая ситуация приводит к огромным издержкам судовладельцев.
Но проблема заключается не только в этом. Около трети перевозимых по Неве грузов – нефтепродукты. И в случае аварии перевозящего их судна возникает опасность серьезной экологической катастрофы. К тому же каждое такое ЧП на время приостанавливает нормальное судоходство по реке. В минувшую навигацию на Неве произошло более тридцати аварий судов.
По словам вице-губернатора Ленинградской области Николая Пасяды, соответствующие предложения уже направлены в Правительство России, от которого ожидают «отмашки» в плане федерального финансирования проекта.
«Обходной канал сегодня не станет панацеей», – утверждает заместитель руководителя ГБУ «Волго-Балт» Геннадий Егоров. Он считает, что его постройка не снимет существующих проблем, если одновременно не решить целый комплекс сопутствующих вопросов. «Да, петербургские мосты сдерживают объемы грузоперевозок. Но если построят канал, а шлюзы в Вологодской области и на Свири не отремонтируют и вдобавок не построят новые, то суда не станут проходить Волго-Балтийский путь быстрее».
«Мы задаемся вопросом: а почему вообще возникла такая идея? Говорят, есть проблема прохода судов под петербургскими мостами. Лично я считаю, что она носит чисто теоретический характер», – говорит председатель Совета директоров ОАО «Северо-Западное пароходство» Виктор Олерский. По его словам, как городские власти, так и судовладельцы предпринимают недостаточно усилий для сведения аварийности к минимуму. «Резиновые отбойники – одно из самых простых решений, которое резко снизит последствия столкновений судов с опорами мостов», – говорит г-н Олерский. К самой же идее строительства «обходного» канала он относится весьма скептически. «Скажу откровенно: в нашей стране всегда любили большие стройки. Большие стройки – большие деньги. А самое главное – нужно посчитать экономическую целесообразность проекта: во что обойдется канал и во что обойдется судовладельцу проход по этому каналу», – говорит он.
Таким образом, ведущие специалисты по судовым грузоперевозкам в Северо-Западном регионе достаточно осторожно относятся к очередному «проекту века». И их сомнения оправданны. В самом деле, аргументы сторонников строительства канала по поводу повышенной аварийности невского судоходства достаточно условны.
15 Февраля 2006