Трагедия Басманного рынка привлекла внимание к общественным зданиям Петербурга
Обрушение Басманного рынка в Москве вызвало волну проверок общественных зданий. Петербург в стороне не остался. Как сообщил заместитель начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы Леонид Притулюк, служба проведет внеплановую проверку строящихся объектов.
Сейчас специалисты составляют список зданий, которые охватит проверка. В их число должны войти большепролетные сооружения, которые рассчитаны на большое количество посетителей. Среди них могут оказаться рынки, гипермаркеты, аквапарки и, к примеру, многоэтажные стоянки. "Предположительно, их будет около 30-40", - отметил Притулюк.
Сотрудники Службы проверят, в частности, проектную документацию, наличие сертификата и контроля качества. Приступить к проверке, которая займет около месяца, планируется с начала марта.
Напомним, что здание Басманного рынка в Москве рухнуло утром в четверг, 23 февраля. Общая площадь обрушения составила 3 000 кв. метров. В результате трагедии погибло 66 человек. Здание рынка было построено в семидесятых годах прошлого века. Автором проекта был Нодар Канчели, также проектировавший здание «Трансвааль-парка», крыша которого обрушилась в феврале 2004 года. Тогда погибли 28 человек.
Современное строительство в Петербурге отличается тем, что в нем редко используются купольные перекрытия. Торговые центры в северной столице чаще строятся по принципу рядов. Одним из исключений является Путиловский рынок на Ленинском проспекте - как уже писала "Невастройка", его проверят в первую очередь. Самые крупные купольные здания города - Спортивно-концертный комплекс и Ледовый дворец.
По мнению петербургского архитектора Николая Поздеева, купол - одна из наиболее прочных конструкций, придуманных человечеством. Он считает, что сейчас рушатся здания, построенные около 10 лет назад, - когда экономили на всем, начиная от проектирования и заканчивая закупкой некачественного цемента. По его мнению, стоит проверить абсолютно все объекты, построенные с 1991 года.
Однако многие специалисты настроены еще более пессимистично. О том, что в зоне риска находятся здания всех старых вокзалов, рынков и крупные спортивные объекты, заявил профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, ученый секретарь Северо-Западного регионального отделения Российской Академии архитектуры и строительных наук, доктор технических наук Юрий Казаков.
Он заявил, что в последний раз большинство этих построек как следует проверяли в конце 60-х годов прошлого века. По мнению эксперта, необходима городская программа «о мониторинге потенциально опасных строительных объектов Петербурге». «Мы уже неоднократно писали письма и губернатору, и в городское правительство. Однако пока наши обращения остались без ответа. Вероятно, по-настоящему начнут решать эту проблему, только после того, как в Петербурге обрушатся строения и погибнут люди», — сказал Юрий Казаков.
Относительно высказываемых повышенных опасений по поводу конструкции петербургского СКК Юрий Казаков сказал, что спортивный комплекс и рынки в Петербурге находятся в равном положении.
По данным, предоставленным Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом, комплексное обследование, например, конструкции Витебского вокзала ориентировочно обойдется в 1-2 миллиона рублей. Учитывая количество необходимых обследований, городской бюджет не сможет позволить такие траты, к этому необходимо привлекать бизнес, который имеет какое-либо отношение к объектам, требующим проверки, отметил эксперт.
А вот официальные лица уверены в том, что трагедии, подобной той, что произошла на Басманном рынке, в Петербурге не случится. Специальная комиссия при правительстве Петербурга регулярно проводит мониторинг состояния стеклянных крыш торговых центров, рынков и других сооружений. Об этом сообщил председатель комитета по строительству городского правительства Роман Филимонов. Комиссия, по словам Филимонова, работает уже давно и следит за содержанием фундаментов, конструкций, кровель и других элементов зданий. Однако при этом за уборкой снега с крыш, считает Филимонов, обязаны следить обслуживающие организации.
27 Февраля 2006