Проект «Большой намыв»
Законное использование территорий, которые собираются «намывать» на западе Васильевского острова, может быть лишь одно - строительство и работа морского пассажирского терминала.
Это однозначно следует из утвержденного еще в июле землеотвода, проведенного управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. 477 гектаров из нынешнего «водного фонда», являющегося федеральной собственностью, передаются питерскому КУГИ с одной единственной разрешенной целью - «размещение объектов транспорта». Ни деловая, ни, тем более жилая застройка, которую управляющая компания «Морской фасад» собирается вести на «намытых» землях, к «объектам транспорта», понятное дело, не относятся.
Тем не менее, невзирая на эти обстоятельства, «намывщики» совершенно не скрывают, что намерены застроить под жилье и бизнес-центры почти три четверти отведенной территории. Сам терминал вместе с береговыми сооружениями и «ковшом» для захода судов занимает, согласно ТЭО, всего 133 гектара из 477, или 28% отведенного участка. Именно запланированная жилая и деловая застройка, а вовсе не терминал, вызывает наиболее серьезный протест жителей Васильевского острова. Пропагандисты «намыва» используют давно известный и весьма нехитрый прием подмены понятий.
Противники строительства новых жилых кварталов на «намытых» землях тщательно изображаются противниками строительства порта. Это позволяет, во-первых, представить оппонентов как людей, не понимающих необходимости развития города и привлечения туристов, а во-вторых – уйти от обсуждения наиболее уязвимой для критики темы жилой застройки, сведя все дискуссии исключительно к целесообразности строительства нового порта.
Справедливость этой гипотезы доказать нетрудно – достаточно послушать представителей «Морского фасада», или посмотреть пресс-релизы «намывщиков» и публикации, размещаемые ими на правах рекламы в городских СМИ. Скорее всего, авторы этой пропагандистской идеи и выступали заказчиками соответствующих социологических исследований. Согласно этим исследованиям, социологи подтверждают общественную поддержку проекта. Более 75% граждан считает, что городу в принципе нужен новый порт, и только 5% выступают против. И даже на Васильевском острове 56% опрошенных поддерживает строительство порта, и только 10% выступает против него.
Но чего же еще было ждать, когда гражданам задавали вопросы, в которых вообще не звучала наиболее волнующая их тема строительства нового жилья на «новой земле»?
Спросили бы иначе: хотите, чтобы вместо вида на море у вас был вид на большую стройку? Хотите, чтобы у вас не было набережной (благоустроить которую обещали все «василеостровские» депутаты всех уровней в последние пятнадцать лет)? Хотите, чтобы стоимость ваших квартир упала на 500 долларов с квадратного метра? И ведь я ничего не выдумываю: вблизи моего дома висит рекламный стенд, призывающий покупать квартиры в строящихся сейчас домах на Морской набережной. С видом на море – 1800 долларов на метр, без вида – 1300...
Вообще говоря, можно было бы поспорить и с необходимостью строительства нового терминала. Тем более, что представленное на слушаниях в «Росбалте» ТЭО, утвержденное Федеральным агентством морского и речного транспорта, выглядит, мягко говоря, несолидным.
Одна только цифра: пропускная способность нового порта оценивается в 12.7 миллиона туристов в год. То есть, миллион – в месяц. А ведь Петербург, как известно, не Сингапур, поэтому туристический сезон у нас несколько короче. Если оценить его в 7-8 месяцев, то получается, что проектировщики рассчитывают принимать в городе более 50 тысяч туристов в день, прибывающих морским путем. Пусть они будут жить не в гостиницах, а на круизных судах. Но всех их надо посадить в автобусы и повезти на экскурсии.
Живо представьте себе тысячу автобусов, проезжающую по забитым магистралям Васильевского, а затем – по не менее забитому центру? Скажете, выручит Западный скоростной диаметр? Но привлекательные для туристов объекты располагаются не на Черной речке, и не в Купчино, куда будет вести ЗСД.
А если учесть наш самый отвратительный в мире визовый режим, и все прочие особенности Петербурга, который сегодня не имеет ни «развлекательной» инфраструктуры, в том числе для детей, ни дешевых гостиниц, ни нужного числа указателей и надписей на английском языке, ни, пардон, нужного числа общественных туалетов... С учетом всего этого, вполне можно было бы ограничиться или удлинением причалов нынешнего Морского вокзала, или строительством нового терминала в более скромных масштабах, и не «намытых» землях, а на сваях, после чего посмотреть, как изменится туристический поток.
Впрочем, бог с ним, с терминалом. Не он – главная «фишка» проекта под названием «Большой намыв». Понятно, что строительство порта – не тот вариант, который обещает инвесторам бешеные прибыли. Скорее всего, загадочные «инвесторы», имена которых «Морской фасад» упорно отказывается разглашать, словно речь идет о важнейшей государственной тайне, рассчитывают на другое. Именно и только – на возможность вести жилую застройку. Продадут ли они «намытые» гектары или уже построенные дома – в обоих случаях неплохая прибыль гарантирована.
Впрочем, тем, кто, возможно, вскоре увидит рекламу, призывающую приобретать квартиры на «новой земле» с видом на залив, стоит иметь в виду, что покупателям нынешних квартир на Морской набережной обещали ровно то же самое. И пусть подумают: а если через десяток лет к новой питерской администрации придут новые коммерсанты с планами дальнейшей «намывки»?
Зачем «намыв» нужен коммерсантам, понятно. Но городу-то он зачем?
Инвесторы построят только жилые дома. А всю инфраструктуру: дороги, инженерные сети, школы, поликлиники, детские сады, - должен взять на себя город. Сколько это будет стоить? Надо ли нам быть единственным городом мира, который, не будучи стеснен территорией, «залезает» в Финский залив, чтобы построить в нем новые жилые кварталы?
Борис Вишневский,
специально для «Невастройки»
Подробности проекта намывных территорий, а также хронологию связанных с ним событий см. в специальной рубрике
10 Ноября 2005