руб

При строительстве петербургского метро обнаружили нарушения на 9 млрд. рублей

Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга (КСП) выявила финансовые нарушения на сумму в 9,23 млрд. рублей в деятельности ГУП «Петербургский метрополитен». Оказалось, что унитарное предприятие привлекало инвесторов для строительства наземных вестибюлей станций метро. Эти инвесторы возвели над станциями торгово-развлекательные центры и практически ничего не заплатили в бюджет Петербурга. В частности, имеется в виду холдинг «Адамант»  и ЗАО «СоветниК».

КУГИ Петербурга превысил полномочия, предоставив метрополитену участки без заключения соответствующих соглашений об их застройке. По данным КСП, участки были предоставлены в аренду на 49 лет. Также по данным проверки выяснилось, что ГУП «Петербургский метрополитен» привлекал частных инвесторов для строительства наземных вестибюлей метро. Из-за этого петербургский бюджет лишился миллиардов рублей.

За последние три года частные инвесторы построили на данных участках 5 наземных вестибюлей станций метро: холдинг «Адамант» возвел вестибюли станций «Звенигородская», «Обводный канал», «Бухарестская» и «Международная», а ЗАО «СоветниК» - вестибюль станции «Адмиралтейская». Вестибюли этих станций фактически интегрированы в торгово-развлекательные комплексы, которые находятся над станциями.

По данным аудиторов, общая площадь построенных зданий составляет 126 300 квадратных метров. Город же получил только 7 400 квадратных метров. Кроме того, инвесторы получили возможность приватизировать участки под зданиями по льготной цене. Общая площадь участков – 32,03  тыс. квадратных метров. Однако в городской бюджет было перечислено только 107,2 млн. рублей.

Также аудиторы высказали претензии и к ТРК, расположенному над станцией метро «Волковская» (холдинг «Адамант»). По данным КСП, инвестиционный договор на строительство ТРК был заключен петербургским метрополитеном «без какой-либо необходимости в привлечении частных инвестиций».  В результате в собственность холдинга «Адамант» вошел торговый центр, а также холдинг получил право на приватизацию земли под этим центром. Площадь участка – 34 тыс. квадратных метров. По окончании строительства ни петербургский метрополитен, ни Петербург не получили никакого имущества. Кроме того, торговый центр был построен в 2010 году, а вестибюль станции метро «Волковская» был сдан в эксплуатацию только через 4 года. Отдельно стоит отметить, что на момент проверки КСП права города на вестибюль еще не были зарегистрированы.

 

Заниженные отчисления в бюджет

По данным оценщиков, за строительство станции «Бухарестская» инвесторы должны были перечислить в городской бюджет 2,6 млн. рублей, а за станцию «Международная» - 7,77 млн. рублей. Отчеты оценщиков были изготовлены по заказу инвесторов строительства.

КСП отмечает, что в этих отчетах зафиксированы многочисленные нарушения. В частности, в одном из случаев КУГИ проигнорировал тот факт, что фундамент здания создавался за счет бюджета Санкт-Петербурга.

Для проверки объективности данных, КСП обратилась к независимому оценщику для оценки ТРК «Адмирал», в котором располагается вестибюль станции метро «Адмиралтейская». В соответствии с отчетом оценщика, ЗАО «СоветниК» должно было заплатить в бюджет города 1,4 млрд. рублей, что в 20 раз превышает сумму, которую указал в отчете оценщик инвестора.

Также отмечается, что после строительства ТРК «Адмирал» начальник ГУП «Петербургский метрополитен» неправомерно принял решение об освобождении инвестора от возмещения затрат бюджету Петербурга. В результате, городской бюджет недополучил средств на сумму в 466,5 млн. рублей.

 

Аудиторы и эффективность метро

Аудиторы также отметили, что в период с 2007 по 2014 гг. в 24 раза вырос объем субсидий на нужды петербургского метрополитена из городского бюджета. В 2007 году на субсидии метрополитену город тратил 348,5 млн. рублей, а в 2014 году – уже 8,4 млрд. рублей. По мнению аудиторов, это связано с низкой эффективностью использования государственного имущества. Кроме того, КСП обнаружила недополученные доходы на сумму не менее 1,06 млрд. рублей.

В частности, с 2009 года петербургский метрополитен не индексировал расценки на размещение рекламы и каналов связи. Кроме того, ГУП сдает имущество в аренду по заниженной стоимости и позволяет арендаторам не платить обязательные минимальные платежи. Наконец, метрополитен не зарегистрировал права на 33 объекта недвижимости, которые были введены в эксплуатацию.

Также КСП отметила, что метрополитен заключил 292 сделки без согласования со Смольным. Общая сумма сделок – 7,338 млрд. рублей. По данным КСП, в совершении сделок «имелась заинтересованность руководителя унитарного предприятия».

 

Итоги проверки

Аудиторы заявляют, что смогли выявить значительные резервы, используя которые можно оптимизировать расходы метрополитена и понизить объем субсидирования из городского бюджета. Таким образом, необходимо пересмотреть размер субсидии петербургскому метро на 2015 год.

Стоит отметить, что данные КСП содержат сведения о нарушениях, информацию о которых затребовал Следственный комитет РФ. Информация о проведенной проверке направлена в Законодательное собрание Петербурга, в прокуратуру города, губернатору Георгию Полтавченко и его заместителям. Начальнику ГУП «Петербургский метрополитен» было направлено предложение принять меры по возмещению ущерба городскому бюджету, устранить обнаруженные нарушения, а также привлечь к ответственности должностных лиц, которые виновны в допущении этих нарушений.

24 Ноября 2014

Обсуждение
Старый перец / 25 Ноября 2014
Вот они, современные герои! И ведь никого серьёзно не посадят!
Антон / 24 Ноября 2014
Правильно,так их, хорошо, что Смоьлный не покрывает сейчас никого, закон для всех!
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие новости
Все новости17387