руб

Петербургские проекты спасет ГЧП

В Петербурге с каждым годом становится все больше крупных проектов, имеющих большое значение для города: строятся новые мосты, дороги, предприятия. Между тем средств городского бюджета не хватает на реализацию тех проектов, которые уже сейчас есть в городе. Такое заявление сделал сегодня  первый заместитель председателя Комитета экономического развития Петербурга Александр Иванников.


Как правило, это проекты, связанные с развитием городской инфраструктуры, которые, срок окупаемости которых превышает 10 лет. Это – Морской пассажирский терминал, Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель и многие другие, которые пока финансируются только за счет бюджетов разных уровней.  Возможным инструментом привлечения инвесторов к таким проектам может стать государственно-частное партнерство (ГЧП). По мнению Александра Иванникова, эта схема дает необходимые гарантии возврата вложенных инвестором средств в определенные сроки. Механизм ГЧП заключается в том, что инвестор заключает соглашение с городом, по которому после завершения строительства он получает объект в доверительное управление на срок окупаемости, и за счет его эксплуатации возвращает вложенные средства. После того, как он возмещает свои расходы и получает  какой-то определенный заранее доход, объект возвращается городу.


До сих пор город ни разу не работал по схемам, которые можно было бы обозначить как ГЧП. Похожая схема используется при строительстве Юго-Западных очистных сооружений, но там государство принимает участие не напрямую, а через ГУП «Водоканал». Частные же западные компании выступают как кредиторы. Возмещением в данном случае являются тарифы, которые горожане платят за воду.


Как сообщил Александр Иванников, уже сейчас можно говорить о том, что принцип ГЧП будет использован при строительстве «Морского фасада». Уже подписано постановление Правительства РФ по проекту его строительства, а в ближайшее время выйдет и постановление правительства Петербурга. Под эти документы и требования, которые там обозначены, и будет подбираться определенный партнер.


Замглавы КЭРППиТа рассказал и о других возможных объектах, на строительство которых инвесторы могут быть привлечены на принципах ГЧП. Главное при этом определить возможности окупаемости проектов. Возьмем Орловский тоннель, который может обеспечить круглосуточное движение между берегами Невы. Если посчитать пробег автомобиля и расход топлива на то, чтобы перебраться ночью на другой берег Невы даже с использованием вантового моста, то можно адекватно оценить плату за проезд по Орловскому тоннелю. Эта плата может стать базой для возврата инвестиций. Подобная платная схема возможна и при строительстве Западного скоростного диаметра. Его центральная часть, которая начинается от северного побережья и доходит до порта, – самая затратная часть проекта, так как трасса должна будет представлять собой тоннель под водой или эстакаду над водой. Стоимость такой дороги в 8 раз превышает стоимость строительства обычной дороги, проходящей по территории города.


Очень перспективным для развития схем ГЧП Александр Иванников назвал строительство головных источников электроснабжения. Именно энергетика сегодня является основным сдерживающим фактором при развитии территорий, в том числе и промышленных зон. Большинство инвесторов готовы организовать производство за короткие сроки, но отсутствие головных источников необходимой мощности тормозит развитие промышленности.


Одной из основных проблем при реализации проектов на основе государственно-частного партнерства является отсутствие соответствующего законодательства. Принятие закона «О концессионных соглашениях» позволит создать базу на федеральном уровне, но вряд ли все проблемы удастся решить с помощью одного этого закона.


Скорее всего, считает Александр Иванников, потребуется принятие целого пакета законов как федерального, так и регионального уровня.  Именно для того, чтобы обсудить проблемы, связанные с ГЧП, в рамках Петербургского экономического форума пройдет конференция «Государственно-частное партнерство – инструмент привлечения инвестиций». В ее организации активное участие приняли Министерство экономики и торговли России и Полномочное представительство президента в Северо-Западном федеральном округе. Представители лондонского офиса компании «Прайсвотерхаус Куперс» расскажут о проектах, реализованных по подобным схемам в Европе. О своем опыте расскажут и представители других регионов России. В частности, о желании выступить на конференции заявил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Особое место на конференции будет отведено обзору приоритетных направлений и проектов для инвестиций.


Мария Мокейчева

07 Июня 2005

Обсуждение
/ 08 Июня 2005
ПрайсвотерхаусКуперс - в одно слово и никак иначе!
Злец / 08 Июня 2005
В старину говорили: не по Сеньке шапка...
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие новости

В связи со строительством «Балтийской жемчужины» трассировка надземного экспресса может быть скорректирована. Конкурс на разработку банковского технико-экономического обоснования проекта будет проведен уже в июне-июле.

08 Июня 2005

Чтобы энергосетевое хозяйство Петербурга работало в нормальном режиме, в него необходимо вложить 30 млрд рублей. Иначе никаких гарантий, что все будет хорошо, нету – считают в «Межрегиональной сетевой компании Северо-Запада».

07 Июня 2005
Все новости16194