руб

Мариинка-2: от Перро останется лишь эскиз?

С самого начала идея строительства второй сцены Мариинского театра сопровождалось скандалами. Напомним, международный конкурс на создание проекта был объявлен в начале 2003 года. Среди более чем десятка о известных архитекторов была выбрана работа Доминика Перро - автора известного проекта Национальной библиотеки в Париже. Петербургские критики сравнивали постмодернистский проект нового здания Мариинки с гигантским смятым куском золотистой фольги, общественники устраивали акции протеста у здания французского консульства. Но и теперь, когда проект утвержден, а до начала строительства остается совсем немного времени, скандалы вокруг создания второй сцены театра не утихают.


Как сообщили некоторые СМИ, Министерство культуры объявило новый тендер на рабочее проектирование второго здания Мариинского театра и вскоре проведет еще один тендер – на генподряд по его строительству. Журналисты делают вывод, что автор проекта - Доминик Перро – теперь полностью отстранен от его реализации.


В интервью «Коммерсанту» директор Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Андрей Кружилин заявил, что архитектор Перро просто физически не может контролировать процесс, поскольку живет в Париже. Доминик Перро планировал привлечь к работам компании с мировой репутацией: так, заниматься инженерными системами архитектор хотел поручить крупной французской фирме «Setec Batiment», театральной акустикой – японской фирме Nagata Acoustic, фундаментами – «Геореконструкция Фундаментпроект» (СПб), конструкции «золотого купола» - компании B+G Integeneure Bollinger & Grohmann GMBH (Франкфурт-на-Майне). Объясняя свои намерения, дирекция ссылается на существующее законодательство, которое не позволяет российской экспертизе принять проектную документацию компаний, пусть и с мировым именем, но не имеющих лицензий в России. А поскольку не у всех из компаний, которые хочет привлечь Перро, есть российские лицензии, желание архитектора не может быть реализовано.


Впрочем, как заявил корреспонденту «Невастройки» Андрей Кружилин, «никаких конкурсов дирекция не объявляла». Тем не менее, на сайте информационной системы «Конкурсные торги» от 29 ноября опубликовано объявление о проведении конкурса «на разработку проектно-сметной документации для строительных конструкций, инженерных систем и сетей здания 2-й сцены Государственного академического Мариинского театра». В качестве организатора конкурса и заказчика фигурирует ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры Российской Федерации. То есть, ведомство, директором которого является Андрей Кружилин. Но в телефонном интервью Андрей Кружилин заявил, что об этом объявлении ничего не знает. Но добавил, что «генподрядом могут заниматься любые организации, независимо от их происхождения, в порядке, определенном российским законодательством, в том числе и те, которые рекомендует Перро».


Правда, для этого им необходимо выиграть конкурс. Поскольку строительство второй сцены Мариинки будет осуществляться на бюджетные деньги, то происходить это должно в рамках российского законодательства. Согласно бюджетному кодексу РФ, а также закону «Об архитектурно-строительной деятельности», проведение конкурса является обязательной процедурой.


Корреспонденту «Невастройки» не удалось связаться с самим архитектором, но, как сообщают близкие к Перро источники, объявление о тендере обеспокоило Доминика Перро. Судя по всему, автор «куска золотистой фольги» только сейчас начинает понимать особенности русского национального законодательства. В европейской практике принято, что архитектор руководит собственным проектом от начала и до конца, оказывает влияние на выбор заказчика подрядных организаций, осуществляет авторский надзор за стройкой и, наконец, участвует в приемке заказчиком готового объекта. У нас же автора фактически могут отстранить от проектирования уже на стадии «предпроектных предложений». Затем его эскиз передают «своим» проектировщикам – возможно, более «дешевым».


Как правило, в случае с искажения замысла архитекторы отказываются от авторства. Если речь идет об архитекторе с мировым именем, то такого рода истории получают скандальную огласку. В Москве известны такие примеры. Так, испанский архитектор Рикардо Бофилл не признал в качестве «своего» здание «Смоленского пассажа» (торгового комплекса на Смоленской площади), построенного в 1996 году по его проекту. Конечный результат был так далек от изначального замысла, что автор, взглянув на готовое здание, не узнал в нем свой проект.


Надежда Зайцева


См. также:


  • Проекты века: Мариинка-2

    06 Декабря 2004

  • Обсуждение
    Юрий / 08 Апреля 2006
    http://window.ho.com.ua Хотите купить пластиковые окна? Мы продаем пластиковые окна высококачественные по оптовым ценам!4 в 1: Скидки! Подарки! Гарантия 5 лет! Страховка! "Окна ДИЛЛ" Заходите, смотрите: http://window.ho.com.ua
    Kricha / 12 Марта 2006
    Уже как месяца 2 известно, что никакой мариинки и впомине не будет. Блеф с размахом. ;-(
    доброжелательная бюджетница / 06 Декабря 2004
    Господа! Обсуждать нечего - все начнут и, скорее всего, бросят.Чем дороже проект, тем больше откат. И раз уж тут (не к ночи будь помянут) прозвучал г-н Кружилин, то ясно, что ни он, ни г-н Швыдкой (лауреат премии "Балтийская звезда", которую уредило Мин-во культуры) своего не упустят.
    Защитник / 06 Декабря 2004
    Алексею. 1. Рассуждая про интеллигентность можно впасть в такую казуистику, что забудешь, о чем начал. 2. Все равно не понял разницу между вкусом и талантом. Неужели можно сказать: "талантливо, но безвкусно"????? Вкус - категория эстетики = полупсихологической дисциплины. Талант - вообще из области философии. 3. Мне все равно осетинский клан в Мариинке или еще какой, мне важно то, что выходит в итоге. 4. "Клан", "команда" и др. синонимы - в каком по-настоящему "живом" театре этого нет?: у Додина нет? У Эйфмана нет? Есть. А там, где нет (БДТ, Мусоргского, Коммисаржевка, Литейный - каки ееще? да все остальные фактически) - то там и нет практически никаких достижений и реальных успехов. Все их "громкие" прьмьеры и успехи еле тянут на троечку в масштабе мирового худпроцесса, да и вообще процесса. 4. Так и не понял, чем же Гергиев "чужой" и почему он не отдает взамен. Когда вы были на его премьерах последний раз. Вы слушали, например, банального "Щелкунчика" в исполнении Гергива с сравнении, например, с Рождественским (Большой театр)? После этого сравнения говорить об отсутствии вкуса вообще незачем...
    Аноним / 06 Декабря 2004
    Нужна ли вторая сцена на 2000 (!!!) мест если средняя посещемость Мариинского театра 55% (из 1800 мест)? P.S. рекомендую прочесть Виктор Суворов "Освободитель", глава СК (Спецкраситель)
    Алексей / 06 Декабря 2004
    а Вы Защитник считаете, что талант и вкус вещи равнозначные? Я думаю, что нет! И наличие природного дара, не придает человеку ни вкуса, ни интеллигентности. На мой взгляд Гергиев - абсолютно неителлигентный человек!! Вас устраивает осетинский клан в Мариинке? Хорошо. А меня нет, я предпочел бы там видеть нескольких творческих личностей с разнвыми взглядами. Заметьте я нисколько не умаляю заслуг Гергиева, как дирижера, художественного руководителя. Да он для города чужой, но не только потому, что родился не здесь, к сожалению сейчас полно людей , которые родились в Петербурге, а ведут себя, так как будто для них он чужой. Они приехали сюда потреблять, подстраивать под себя, \то что сложилось веками, ничего не отдавая взамен. Такие люди сейчас на виду думаю не надо перечислять их имен, в новостях и на этом сайте их имена звучат чаще других.
    радикал / 06 Декабря 2004
    Уважаемые ревнители старины патриархальной! О сохранении каких ценностей идет речь на этот раз? Что так украшает Крюков канал? Литовские трущебы - самый узкий дворовой колодец в мире? Или пресловутый ДК? Давайте все оставим как есть. И лет через 20-30 здесь будут живописные развалины, где толпы туристов будут смотреть, как можно и без войны впасть в разруху. Мне кажется, что проект сам по себе те так уж и плох. Кстати, если бы в конкурсе участвовал сам Растрелли, то и он наверняка имел бы много противников. Время идет и требует новых форм и новых решений. Главное - реализация проекта Мариинка-2 оживит этот запущенный и загнивающий район Коломны.
    Защитник / 06 Декабря 2004
    СТранное у вас, Алексей, разделение: Гергиев "талантливый", но "лишен вкуса" - как это? А, во-вторых, извините, но именно заслуга Гергиева в том, что Мариинский театр снова стал реальным мировым центром искусства - "живым" центром, а не существующим за счет своей классической инерции. Пплюс еще вопросы: каким другим кланам вы предлагаете войти в Мариинку? Или соединить кланы вместе и пусть работают в театре? Плюс: почему для Гергиева город "чужой"??? Потому, что родился он в Осетии?
    Алексей / 06 Декабря 2004
    Господа, вы еще забываете, что все упирается в господина Гергиева. Он человек безусловно талантливый, но на мой взгляд лишен всякого вкуса и чувства меры. Превратил театр в сборище своих родственников, фактически приватизировал его в угоду своему клану. Да конечно есть и успехи и удачи в творческом плане, но то что делаеться с созданием новой сцены просто удручает. Здесь помоему одни амбиции господина Гергиева и полное наплевательство на Город, для него чужой по сути.
    Trinity / 06 Декабря 2004
    Многоуважаемый (ая) ИНКОГНИТО, что ж вы так на голые пупки-то ополчились? Или продолжаете считать, что "в нашей стране секса нет"? Trinity
    Горожанин / 06 Декабря 2004
    Надо было сразу французу объяснить, кто платит тот и музыку заказывает. Молодец, здорово придумал, а теперь отойди в сторону и посмотри как "профессионалы" работают, т.е. осваивают, т.е. делят. Вообщем если деньги и останутся, то может чего-то снесем, может даже что-то раскопаем. Жаль, что по многим проектам дискуссия из области эстетической переходит в экономическую. И ещё очень не скоро у нас в Городе появится что-то оригинальное и красивое (не имею ввиду 2ую сцену Мариинки, т.к. проект видел только по ТВ). А мое мнение, прежде чем лезть с такими проектами в центр, надо сперва построить такие здания в спальных районах, обкатать технологию, наладить взаимопонимание, а то как с вокзалом получится, закружится у людей голова от такой кучи денег и забудут зачем их собственно выделют в таком количестве. И получится что одни уже больше не дают, а у других денег уже нет и появится ещё один долгострой. С Театралкой согласен, для столь грандиозного проекта предпосылок нет. Да расширяться нужно, но не на столько. А на оставшиеся деньги можно построить другие театры и не обязательно в центре. Будут хорошо играть, люди и в спальный район поедут посмотреть.
    Trinity / 06 Декабря 2004
    Уважаемый Роман, рекомендую Вам почитать хотя бы "Культуру 2" Паперно (издавалась в России в середине 1990-х). Во-первых, получите удовольствие - это блестящий интеллектуальный продукт. А во-вторых, несколько расширите свое представление о вкусах коммунистов, которые изничтожали русский авангард (наше единственное достижение в изобразительном искусстве и архитектуре на протяжении всего ХХ века) и утверждали культуру-2, образцом которой (не самым лучшим) и является ДК им. Первой Пятилетки. Кстати этот ДК в 1930 был построен автором в конструктивистском стиле. Но в 1950-х здание переодели в сталинский ампир - культура -2 восторжествовала. Пафос автократий - от Рима до Муссолини - всегда находит проекцию в неоклассике. Так что проект Перро скорее демократичен, чем коммунистичен. На эту тему (культуры демократий) тоже много чего написано, но я боюсь утомить Вас отсылками к книгам. Trinity
    Орнитолог памятливый / 06 Декабря 2004
    Бузинесс-центр + досуги. При Собчаке хотели некий Морской центр.
    ? / 06 Декабря 2004
    А что будет с Новой Голландией, никто не знает? Вроде ходили разные планы касательно этого островка. Сейчас там, вроде, разруха сплошная.
    Припоздавший Орнитолог / 06 Декабря 2004
    Если честно, то мне не нравится новый проект, а нравится... ДК им. Первой пятилетки. Будь моя малохудожественная воля, я бы расширил (углубил, дополнил) именно его. Кстати, какова судьба здания 18-го века рядом с ДК. Вроде, по условиям конкурса, его должны были сохранить. Кстати, а если восстановить Литовский замок, ЗК туда не селить, а сделать вторую сцену? И еще некстати. Скоро из Новой Голландии съедут все военные. Вот оргия-то строительно-проектная начнется...
    Роман / 06 Декабря 2004
    Trinity, у вас какое-то странное представление о "коммунистических генах". Можно подумать, отличительной чертой коммунистов было уважение к архитектурному наследию и сложившейся градостроительной среде. Скорее, с коммунистическими генами ассоциируется пафос разрушения старого мира, который замечательно реализуется и в архитектуре. И проект Перро по духу куда более коммунистичен, чем любая постройка современных питерских архитекторов (согласен, слабых), если уж на то пошло. Идеи насчёт "органического вписывания" - это, вообще-то, закономерный итог развития мирового градостроительного искусства в XX в. В СССР их начали усваивать, как водится, с опозданием, только в 1980-х гг. А что до этого конкретного проекта, то да - он плох. Но теперь-то уже поздно суетиться. Конкурс прошёл, и будьте добры, доведите процедуру до конца. Ибо если и здесь кинут, то в Россию уже точно ни приедет ни один архитектор - ни плохой, ни хороший.
    dhkjg / 06 Декабря 2004
    Убирайтесь из центра города со своими "светлыми идеями".Мало того, что жилые дома в центре превращаете в бомжатники, так еще рядом с ними космических уродов сажаете.Возьмите любой фасад, и за ним стройте свое "светлое будущее".Сколько на одном Невском мертвых домов, оживите! "Старый город" есть у всех городов, и никто от этого не страдает так как мы "несчастные".
    МММ / 06 Декабря 2004
    Наш город скоро можно заносить в книгу Гиннеса по непостроенным объектам, но которые сильно собирались строить. Вот только малый список: Здание Моск. вокзала, Стадион Зенит, Дамба, десяток аквапарков, Зоопарк. Похоже новое здание Мариинки попадет в этот скорбный список. Кто-то неплохо наварился и еще наварится. :(
    Театралка / 06 Декабря 2004
    Друзья мои,недавно была в Мариинке на утреннем спектакле.Театр откровенно пустой.Нафига по русски говоря,новое огромное здание,не понимаю.Отремонтируйте то,что есть качественно и заодно Театр Консерватории и Малый оперный.И будет все прекрасно.А деньги все на КАД.Это гораздо важнее сейчас для нашего любимого,но увы такого грязного города.
    TVI / 06 Декабря 2004
    Если уж дискуссия повенула в сторону - что и как строить в Петербурге, то можно плавно перейти от Мариинского театра к Мариинскому дворцу. Неплохое здание, дорогое место. Не пора ли его продать, а мерии и , заодно, "Смольному" и другим чиновникам зданий в центре, построить себе современные "смятые жестяные банки" на окраине города ?
    Инкогнито / 06 Декабря 2004
    Тринити, а как Вы славно развернули дискуссию-то! Сначала заявили, что Вас "тошнит" от термина "органично вписывается", а затем плавно перешли к критике того, что здесь и не обсуждалось -- "посредственности, наводнившей Петербург в последние десятилетия". Ма-лад-ца! А то, что туристы косяком идут на дома - огурцы или яйца, ещё ни о чём не говорит. Туристы приедут и уедут. Косяком они идут на любую наживку, вплоть до шапок-ушанок со звёздочками у Петропавловки на лотках. А рассуждают, что строить в городе, его жители. Бобур в Париже построен для музея пост-модернисткого, и сравнивать его с гордостью России, Мариинским Императорским Театром даже не искушённому в искусствах "косяковому туристу" не придёт в голову. Кроме того, Ст.Петербург всегда гордился своей классической величавостью, а не модернистскими вывертами. И его жители даже в своей одежде повторяют этот строгий классический стиль. Вы им объясните, уважаемая, насколько лучше будет, если они начнут подражать жителям Рио-де-Жанейро! Яркие цвета, голые пупки, карнавальная атмосфера. И --- туристы косфками!!!!!! И не надо высокопарных слов "стыдно и гадко". От такой дискутантской страсти, с Вашего позволения, "совком" несёт за версту. Такое, знаете ли, высокомерно-совковое:"НАМ стыдно и гадко за товарища Н., и за его отступления от линии Великой Ведущей КПСС".
    Tvi / 06 Декабря 2004
    Информация Ники все меняет. Спасибо.
    Trinity / 06 Декабря 2004
    Лично меня тошнит от слов "органично вписывается". Этот термин придумали люди, искалеченные пионерским строем, комсомольскими отчетами и партийными собраниями. Особенно стыдно и гадко, когда под этим вписыванием имеют в виду ту архитектурную посредственность, которая наводнила Петербург в последние десятилетия. В Праге на набережной Влтавы построили "Танцующий дом" ("Джинджер и Фред") Фрэнка Гери. В Нью-Йорке и Бильбао - музеи Гуггенхайма того же автора. В Будапеште - офисное здание в форме "кита" Эрика ван Эгераата. В Лондоне - муниципалитет в виде яйца ("pretty egg") и высотный офис швейцарских компаний в виде здоровенного огурца (оба здания - арх. сэр Норман Фостер). В Берлине - вообще множество замечательных авангардных вещей. И, представьте себе, никто не умер! Наоборот - туристы ломятся толпами, чтобы увидеть эту новейшую архитектуру. Только Петербург, как старик при смерти, не приемлет ничего нового и яркого, а предпочитает серенькое и беззубое. Мы готовы затоптать ногами все, что новое, непривычное, иное, все что выдается из ряду вон. Что ж, так и должна поступать нация с коммунистическими генами.
    gambas / 06 Декабря 2004
    а вообше-то нафига им новое здание? что вдруг изменилось в балете что им не хватает места?
    Ирина Глазго-Гай / 06 Декабря 2004
    Я согласна с Никой -- подобные модернисткие и пост-модернисткие изыски должны органично вписываться в окружающее их пространство. Вокруг пирамиды лувра споры не утихают и посейчас -- одни восторгаются ею, другие - возмущаются. Я -из тех, кто возмущался ранее, но смирившихся с данностью, особенно потому, что пирамида, по-крайней мере, не изменила профиль парижа, как сделала это уродливая Эфелева башня. Мне бы хотелось видеть где-нибудь в районе Лахты комплекс новых зданий Эрмитажа и русского музея, в сочетании с новыми проектами театральных построек.
    Добавить комментарий
    Другая картинка

    Правила написания комментариев

    Другие новости
    Все новости16193