руб

Государство и бизнес поделят расходы

Количество крупномасштабных инвестиционных проектов в Петербурге постоянно растет, а возможности городского бюджета с точки зрения капитальных расходов ограничены. Для того, чтобы развитие экономики города не тормозилось, есть два пути: либо брать кредиты, увеличивая тем самым долг города, либо использовать новые механизмы. Во всем мире давно применяются схемы государственно-частного партнерства, когда государство и бизнес делят между собой и расходы на строительство, и доходы от эксплуатации объекта. О том, как возможно применить эти методы в России, говорила на конференции «Государственно-частное партнерство – инструмент привлечения инвестиций», которая прошла в рамках IX Международного Петербургского экономического форума.


«Рюмка водки» как эквивалент платы за проезд


В Петербурге две проблемы, от скорейшего решения которых зависит успешное развитие города: дороги и жилищно-коммунальное хозяйство. Как сообщил вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов, сейчас в разработке находятся проекты, общая стоимость которых составляет около 150 миллиардов рублей – это больше, чем годовой бюджет города. Между тем, работать над ними нужно одновременно.


Самыми крупными из объектов, к строительству которых планируется привлекать частных инвесторов, являются Западный скоростной диаметр, морской пассажирский терминал, Орловский тоннель под Невой. Не обойтись без инвестиций и при строительстве наземного экспресса. Уже сейчас на принципах государственно-частного партнерства строятся Юго-Западные очистные сооружения, полностью на внебюджетные средства реконструируется система теплоснабжения в Петроградском районе.


За счет привлечения инвесторов город планирует прежде всего уменьшить собственные вложения в проекты - почти в 4 раза. Так, из 40 миллиардов рублей, необходимых для строительства Морского пассажирского терминала, из бюджета планируется потратить не более 5, а вложения города в надземный экспресс составят, по словам Юрия Молчанова, не более 30% из 10,5 миллиардов рублей.


Механизм ГЧП дает определенные выгоды и государству, и частному инвестору. Но, как отмечалось ранее, большинство из подобных проектов требует весьма существенных вложений, а сроки их окупаемости превышают 10-15 лет. Договор с инвестором планируется заключать по итогам конкурса, однако желающих инвестировать свои средства еще предстоит поискать. Поэтому еще на стадии подготовки необходимо просчитать возможности для возврата вложенных средств, т.е. определить хотя бы минимальные гарантии доходности. В случае с Западным скоростным диаметром или Орловским тоннелем источник дохода определить легко – это плата за проезд. Однако тут важно не ошибиться, так как, установив чрезмерно высокий тариф, можно настолько уменьшить поток машин, что проект перестанет быть рентабельным. Как сообщил Юрий Молчанов, наиболее оптимальной сейчас считается плата за проезд, равная стоимости кружки пива или рюмки водки. Между тем, представитель компании «ПрайсвотерхаусКуперс» Гизелла Крамер сообщила, что в Германии не для всех платных дорог возможно установить такой низкий тариф, так как он не позволяет окупить затраты на строительство. В Германии, по ее словам, все платные дороги строятся по схеме ГЧП. Самым же важным для определения рентабельности при строительстве дорог является определение трафика на этом участке.


Проблемы с законом


Государственно-частное партнерство сейчас кажется одним из самых удобных способов для строительства крупных объектов инфраструктуры, транспорта, дорожного хозяйства. Однако приступить к немедленному воплощению схем в реальной жизни в России мешает отсутствие четкой государственной концепции, а также законодательной базы. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» до сих пор не принят, хотя его разработка началась еще в середине 90-х годов. Как сообщил председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский, закон должен быть принят к осени, а на сегодняшний момент он подготовлен ко второму чтению. Юрий Молчанов считает, что было бы неправильным регулировать государственно-частное партнерство только на федеральном уровне - многое можно решать и на уровне местного законодательства.


Прежде всего, закон должен урегулировать вопросы, связанные с собственностью на объект, построенный по схеме ГЧП. Важно, чтобы у государства были гарантии того, что инвестор не сможет получить его в свою собственность. Инвестор должен понимать, что ему передается не имущество, а только право на управление им, да и то - на строго определенный срок. Также должны быть определены объекты, которые ни при каких условиях не могут быть переданы в частную собственность.


Эксперты Европейского банка реконструкции и развития, который неоднократно принимал участие в проектах ГЧП в разных странах Европы, провели исследования концессионного законодательства. Как рассказал старший юридический советник ЕБРР Алексей Зверев, на первом этапе оценивались лишь законы с точки зрения их соответствия международным нормам, установленным различными комиссиями ООН, а не успешность воплощения их на практике. Сейчас специальные законы о ГЧП существуют в 19 из 27 стран, где работает ЕБРР, еще в трех странах (России, Чехии и Польши) идет подготовка к их принятию. Наиболее «продвинутым» оказались законы о концессиях в Литве и Болгарии. В других странах законодательство в меньшей степени учитывает рекомендации ООН. Впрочем, по словам Алексея Зверева, это не означает, что именно в Литве и Болгарии ГЧП имеет наилучшие результаты. России же мешает отсутствие не только единого закона, но и четкой государственной политики в области ГЧП. По словам Алексея Зверева, вопросы ГЧП обсуждались на правительственном уровне лишь один раз – 8 ноября прошлого года, что показывает невысокую заинтересованность власти в этой сфере.


Развитию ГЧП мешает и то, что бюджет планируется на один год, а проекты реализуются на протяжении нескольких десятков лет. Так, при строительстве Юго-Западных очистных сооружений, где также применялась схема ГЧП, городскому правительству пришлось принимать закон о целевой программе «О завершении строительства Юго-Западных очистных сооружений». Эта программа гарантирует то, что до 2015-го года в бюджете будут закладываться средства, необходимые для завершения строительства объекта.


Как быстро будет развиваться государственно-частное партнерство в России, зависит, прежде всего, от скорейшей ликвидации пробелов в законодательстве. Немаловажным фактором является и стабильность экономики в стране, а также возможность нормального взаимодействия бизнеса и власти на паритетных началах. Зарубежный же опыт показывает, что схемы партнерства могут работать, если заранее будут учтены все риски, а обязательства сторон будут четко определены.


Мария Мокейчева

15 Июня 2005

Обсуждение
Юрий / 12 Апреля 2006
http://window.ho.com.ua Хотите купить пластиковые окна? Мы продаем пластиковые окна высококачественные по оптовым ценам!4 в 1: Скидки! Подарки! Гарантия 5 лет! Страховка! "Окна ДИЛЛ" Заходите, смотрите: http://window.ho.com.ua
Юрий / 08 Апреля 2006
http://window.ho.com.ua Хотите купить пластиковые окна? Мы продаем пластиковые окна высококачественные по оптовым ценам!4 в 1: Скидки! Подарки! Гарантия 5 лет! Страховка! "Окна ДИЛЛ" Заходите, смотрите: http://window.ho.com.ua
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие новости
Все новости16842