Дмитрий Линовский: «Создать археологический парк на Охте нереально – там все утрачено»
Дмитрий Линовский, руководитель подразделения «Мобискан» ООО «Спецпроектреставрация» рассказал нам о том, как применялась технология 3-мерного лазерного сканирования во время археологических раскопок на Охте, и почему, по его мнению, разговоры об организации археологического парка на Охте выглядят пустой затеей.
- Не могли бы вы вкратце рассказать о вашей работе на раскопках Охтинского мыса? Что именно делала ваша компания?
- Наша компания занималась лазерным сканированием. То есть, наша задача была зафиксировать то, что накопали археологи, в достоверном виде и впоследствии выдать в виде трёхмерной модели или ряда моделей. Модели уже можно было обрабатывать и изучать.
- Не могли бы вы поподробнее рассказать о принципах лазерного сканирования? Как это делается?
- Используется лазерный сканер, который фиксирует всё, что попадает в поле зрения, и выдаёт это в виде так называемого облака точек. В результате получается абсолютно точная копия всей окружающей среды в электронном виде.
Собственно, лазерное сканирование как таковое на раскопках раньше почти не использовалось. Это геодезическое оборудование, оно в других областях применяется. В археологии это, кажется, один из первых таких прецедентов, тем более на таких площадях и в таких масштабах.
- Как бы вы оценили итоги проведённой работы?
- Сейчас рано говорить об итогах. В ближайшее время всё передаётся археологам, и они уже будут оценивать, насколько им это помогло. От промежуточной части – к примеру, понадобилось им один объект отсканировать – они были в восторге от того, что мы сделали. Они сохранили массу времени и кучу денег. Тот материал, который мы выдали, оказался идеальным для составления их трёхмерных планов.
- Могли бы вы оценить саму организацию раскопок? Как вам работалось с археологами?
- Прекрасно. Полное взаимопонимание, очень понравился коллектив и руководство, было всё чётко организовано. Хочется так работать всегда.
- Насколько я понял, они тоже были вами очень довольны?
- Хочется надеяться.
- Как вы считаете, возможно ли сохранить фрагменты крепостей, обнаруженных во время раскопок?
- Всё это сейчас в плачевном состоянии, потому что никакого целого объекта не было. Всё разрушено, перекопано, перебито сваями. Разве что Карлов бастион как-то цельно смотрится, а всё остальное – разрозненные фрагменты. Археологи пытаются там сейчас что-то объединить…
- А насколько реально это объединить?
- Нереально, там всё утрачено. На схемах, на картах это можно объединить. В частности, на нашей трёхмерной модели это можно объединить. Дорисовать недостающие части, погибшие фрагменты. В реальности – нет, но я думаю, что это и не нужно.
- Почему?
- А смысл? Восстанавливать земляную крепость? А в первоначальном виде там нет ничего такого, что бы «цепляло». Просто раскоп, яма, она никому не интересна.
- Ну, сейчас высказывают идеи создания парка под открытым небом…
- В наших-то погодных условиях? Как-то я сомневаюсь. Вы же понимаете: вот сейчас выпал снег – и даже город расчистить не могут. А что будет там?
Там сложная ситуация: много всего, разные периоды времени, поэтому просто «в голом виде» сохранять, наверное, нет смысла. Наверняка, конечно, есть технологии, методы консервации всего этого. Но за чей счёт, кто и как это будет делать?
Главная проблема, что там смотреть не на что. Нужно воссоздавать это всё какими-то новыми технологиями – но тогда это будет новодел. Можно было бы законсервировать фрагменты бастионов – но там же ни одной постройки нет. Куча земли, аккуратно сложенная и обложенная дёрном – это мало кому будет интересно.
Автор: Антон Малинин
15 Февраля 2011