Девелоперы: для перехода к полицентрической модели развития Петербургу необходим мощный пилотный проект комплексной деловой застройки
Санкт-Петербург строился как главный европейский город России, внешнеэкономический центр страны. Географическое положение, исторический облик и менталитет Северной столицы по-прежнему полностью соответствует требованиям, предъявляемым «окну в Европу» — но инвестиции из Европы идут к нам медленнее, чем хотелось бы. Несмотря на то, что в последние десятилетия город достиг значительных успехов на пути становления в качестве делового центра и смог создать такие бренды как ПМЭФ и «Ленэкспо», западный бизнес не спешит в Петербург. И одна из причин такой осторожности — отсутствие качественной деловой инфраструктуры.
В Петербурге перед кризисом было заявлено большое количество проектов квартальной деловой застройки. Речь шла о создании миллионов квадратных метров качественной офисной недвижимости класса А с развитой автономной инфраструктурой. Но большинство гигантских строек были заморожены или перепрофилированы еще до старта. Единственным реализованным проектом стал «Санкт-Петербург Плаза», кроме того, несколько деловых анклавов, несмотря ни на что, продолжают активно формироваться в Пулково, на Выборгской набережной, на пл. Конституции, разрабатывается концепция строительства делового центра «Газпрома» в Лахте.
Вчера на территории стартующего делового района «Невская Ратуша» прошел круглый стол «Респектабельные резервации для клерков», посвященный проблемам строительства городских офисных кластеров. Девелоперы, специалисты рынка офисной недвижимости, проектировщики и другие заинтересованные лица обсудили насущные вопросы формирования деловых пространств и проблемы, которые приходится решать при проектировании сложных офисных конгломератов.
Когда речь заходит о строительстве деловых центров, первый вопрос, который возникает у не специалиста: «неужели в Петербурге не хватает офисов?». Но, если сравнить наш город с городами, на которые стоит ориентироваться, становится очевидным — с таким количеством (и качеством) офисных площадей статус деловой столицы недостижим.
«Показатель по Петербургу – 545 м2 офисов на 1000 человек, но я бы говорил о 4000 м2, — отметил исполнительный директор ОДЦ «Охта» Анатолий Бобков. — Есть помещения, где не производится никакой продукции, но с точки зрения комфортной работы и достаточной инфраструктуры, безусловно, это офисом являться не будет. Если привести цифры, которые покажут уровень обеспечения Петербурга классическими офисами (не говоря уже о современных, самодостаточных офисных помещениях), то цифры будут ещё более ужасающими».
Причиной того, что в существующих бизнес-центрах пустуют площади, как правило, служит как раз недостаточный уровень благоустроенности и «самодостаточности», отсталость инфраструктуры. И, как отметили участники дискуссии, одним из важнейших аспектов, обеспечивающих жизнеспособность масштабных проектов деловой застройки, является их соответствие общемировым трендам девелопмента (что в конечном счете и обеспечивает и востребованность у арендаторов).
Сегодня мир уходит от концентрации деловой активности в центре мегаполисов: в центрах европейских столиц с исторической застройкой бизнесу просто «негде развернуться». Петербург уже столкнулся с этой проблемой: объединение функций делового и исторического центра города привело к очевидной «перегруженности» Центрального и Адмиралтейского района и транспортному коллапсу.
Для Петербурга единственный разумный выход – создание за пределами туристического центра пояса общественно-деловых районов, объединенных общей транспортной инфраструктурой. В перспективе центрами таких деловых кластеров могут стать и «Санкт-Петербург Плаза» на Охте и «Технополис» в Пулково – для этого у них есть все предпосылки. Но для развития территорий нужны заинтересованные инвесторы, а их пока недостаточно.
По мнению участников круглого стола, чтобы «запустить» процесс формирования системы общественно-деловых кластеров и привлечь внимание инвесторов к этой возможности, Санкт-Петербургу необходим мощный импульс, проект-пилот, демонстрирующий все преимущества перехода к полицентрической модели развития город. Таким проектом может стать деловой квартал в Лахте. Комплексный подход к развитию территории здесь может быть реализован благодаря возможностям девелопера – и именно в этом состоит принципиальное отличие «Лахта-центра» от других проектов деловых кварталов.
В отличие, например, от Москва Сити, деловой квартал в Лахте проектируется по принципу смешанной застройки, что позволит создать не очередную комфортабельную «резервацию для клерков» - деловой центр, в котором жизнь по вечерам и выходным замирает, а настоящий мини-город, район для работы и комфортного проживания. При этом особое внимание будет уделено развитию транспортной инфраструктуры.
— Одна из причин, почему мы выбрали это место в качестве альтернативного – это возможность создать реверсный поток движения, когда утром из спальных районов, с Приморского проспекта, из северной части едут автомобили в центр, — рассказывает Анатолий Бобков. – Мы предполагаем, что после ввода в эксплуатацию нашего центра мы получим обратный поток. Также на сей день Приморский район наиболее активно застраивается транспортной инфраструктурой, и это ещё одна причина, почему мы строим именно там. На сегодняшний день мы расширяем почти вдвое Приморское шоссе. Будет построен отдельный мост через Лахтинскую заводь, сделана круговая развязка, которую можно будет проезжать безостановочно по прямой, выезжать на наш полуостров, а также перейти в сторону Юнтолово через железнодорожные пути, поскольку она там планируется двухуровневая.
Какой будет планировка делового района в Лахте? Первая очередь строительства подразумевает возведение общественно делового центра, проект которого разрабатывается на основе проекта «Охта центра». Стилобатная часть здания полностью меняется, а высотная доминанта осталась практически неизменной, но новое месторасположение позволило архитекторам в полной мере реализовать характерную для Петербурга архитектурную идею «одинокого шпиля».
— У этого здания уникальная ориентация по сторонам света: практически 80% панорам обращены на юг, - отмечает г-н Бобков. — Архитекторы знают, насколько это редкое сочетание, когда вид на воду, да ещё и на юг. Поэтому место позволило осуществить такую компоновку.
С севера к комплексу будет прилегать жилая зона. По оси Приморского шоссе будет располагаться торговая зона: ее планировка уже продумана. Территория у Лахтинского разлива, примыкающая к парку Трёхсотлетия Петербурга, будет также выполнена в комплиментарной архитектуре, чтобы получился законченный квадрат.
Наличие в городе недвижимости класса «А» это важная, но не единственная составляющая имиджа деловой столицы. Выступая на форуме «Ренессанс капитал» лорд-мэр лондонского Сити Майкла Бэра в качестве основного фактора, позволившего Лондону стать финансовой столице мира, выделил человеческий капитал, кластер высококлассных профессионалов, которые нужны для организации работы бизнеса. «Именно такой кластер мы стремимся сформировать в Петербурге», — подчеркивает исполнительный директор ОДЦ «Охта». И, вероятнее всего, реализация проекта «Лахта центра» позволит городу в корне изменить подход к деловой застройке и в перспективе войти в число европейских деловых столиц. Лариса Лустина
08 Июля 2011