Деловым районам нашли место возле ЗСД
27 апреля в конференц-зале Пассажирского порта «Морской фасад» состоялся круглый стол с участием ведущих петербургских девелоперов и специалистов рынка недвижимости. Основной темой встречи были перспективы развития офисной недвижимости Петербурга и возможности формирования в северной столице деловых районов, таких, как лондонский «Сити» и его европейские аналоги.
Для подробного анализа столь важной для города темы эксперты, разумеется, сначала рассмотрели европейские варианты развития современных деловых районов. Все они, по сути, развиваются по схожим законам. Руководитель отдела маркетинга департамента консалтинга компании GVA Sawyer Вячеслав Фадеев дал краткое описание наиболее известных современных деловых районов, таких как лондонский Canary Warf, нидерландский Zuidas, Парижский La Defense и ряд других. Выделяя общие принципы, характерные для формирования большинства нынешних «Сити», президент ЗАО "Терра Нова" Лев Пукшанский отметил, что основной отличительной особенностью современных деловых районов является то, что создаются вблизи крупных транспортных магистралей. По его мнению, формирование современных деловых районов в непосредственной близости от главных транспортных артерий – это решение, продиктованное самой логикой развития мегаполиса.
Участники круглого стола выделили несколько основных параметров, характеризующих современные европейские центры делового развития. В их число входит высотность - подавляющее большинство деловых районов включают в себя высотные здания. Другой важной особенностью деловых кварталов является их удаленность от исторических центров городов. И, наконец, третьей и самой важной характеристикой центров делового развития в Европе является их транспортная доступность и, как следствие, расположение вблизи крупных транспортных магистралей.
Законы урбанистики схожи для всех городов, будь они в Европе или в России, и эксперты, присутствовавшие на дискуссии в «Морском фасаде» согласились, что создание новых центров деловой активности возле основных магистралей Петербурга отвечает потребностям северной столицы. Такой сценарий развития соответствует идее децентрализации городского пространства, закрепленной в «концепции 2020». Его успешность уже подтверждается практикой, например, развитием деловой зоны в районе Пулково. «Что привлекает к нашему проекту? Привлекает транспортная доступность», - сказал в ходе встречи генеральный директор девелоперской компании EKE Groupe, реализующей проект бизнес-центра «Пулково Скай», Андрей Хитров. По его мнению, строительство нескольких центров деловой активности вокруг крупнейших транспортных артерий Петербурга будет способствовать развитию городу по пути децентрализации и оживит «депрессивные» районы на окраинах мегаполиса. По мнению эксперта, в настоящий момент наметились два центра развития деловой активности: на юге в районе Пулково и севере - в Приморском районе в связи со строительством делового района «Газпром нефти»: «Я очень рад тому, что «Лахта центр» строится в Лахте» - заявил Андрей Хитров. По мнению эксперта, нынешнее расположение «Лахта центра» удобно, прежде всего, из-за его близости к строящемуся Западному скоростному диаметру. На эту особенность обратил внимание и исполнительный директор ОДЦ «Охта» Александр Бобков, который заявил, что именно развитие транспортной инфраструктуры в Приморском районе стало в итоге одним из решающих аргументов при выборе нового места для первого петербургского небоскрёба. «Мы просмотрели все городские программы, которые были приняты до принятия решения о переезде, – сказал Александр Бобков, – и увидели, что проблема въезда, которая делает быстро растущий Приморский район заложником транспортной доступности – городом стала активно решаться». Инвестора, по словам директора ОДЦ «Охта», привлекло то, что уже сейчас начал осуществляться целый комплекс работ по улучшению транспортной ситуации в Приморском районе.
В тоже время, специалисты в области недвижимости ожидают, что столь масштабный центр делового развития будет способствовать решению транспортных проблем Приморского района самим фактом своего существования. Как заявил ведущий аналитик отдела развития компании «Главстрой-СПб» Сергей Аксенов, чтобы «разгрузить» вечно переполненные магистрали, ведущие из Приморского района в центр, необходимо создать новые локальные рабочие места, чтобы сформировать реверсный транспортный поток, идущий утром в направлении, противоположном центру, а также организовать и усилить трафик внутри самого района. По мнению эксперта, ведущую роль в такой реструктуризации транспортных потоков сможет сыграть именно крупный деловой центр, созданный в Приморском районе.
Подводя итоги встречи, участники круглого стола пришли к выводу, что расположение будущих очагов развития петербургского бизнеса на периферии города в непосредственной близости от Западного скоростного диаметра является оптимальным. По мнению Льва Пукшанского, это диктуется самой логикой городского развития: сначала формируется исторический центр, вокруг него - «серый пояс», затем жилые кварталы, крупная окружная магистраль и, наконец, возле этой магистрали появляются и развиваются деловые кластеры. Такой принцип является общим для большинства современных городов Европы, и сейчас мы можем наблюдать его реализацию в самом «европейском» из городов России.
03 Мая 2012