Дело о «поехавших потолках»
Вот уже почти три года длится судебная тяжба между Мстиславом Ростроповичем и его соседями - петербуржцами Юрием Щеголевым и его супругой Ириной Каменевой. За это время конфликт не только не разрешился, а, наоборот, еще больше обострился. Соседи запуганы, но продолжают защищать свои права уже без всякой надежды на благополучный исход. Впрочем, шансов на то, что это многострадальное дело о «поехавших потолках» завершится без урона для репутации знаменитого музыканта, тоже уже не осталось.
Судебно-строительная экспертиза, которая должна расставить все акценты в этой некрасивой истории, состоялась только 30 ноября этого года, спустя почти три года после того, как Юрий Щеголев и его жена, проживающие в доме № 9 на улице Марата, обратились с судебным иском к Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской. Напомним, что тогда истцы требовали возместить им ущерб, причиненный их квартире реконструкцией в будущем музее Шостаковича. Квартиру № 7 в доме № 9 на улице Марата Ростропович купил не случайно, а с благородной целью устроить здесь частный музей. Но благородные намерения маэстро обернулись для его соседей сплошными проблемами. Нарушенная звукоизоляция, «поехавший» потолок… Ремонт в квартире № 7 был проведен, как потом выяснится, без проекта и технадзора (Ростропович, по некоторым оценкам, сэкономил на этом порядка трех-четырех тысяч долларов).
До того как обратиться в суд, соседи не раз пытались связаться с виолончелистом, звонили в представительства его фонда в Петербурге и Вашингтоне. Но ответа не последовало. Единственный раз, когда знаменитая чета позволила себе публично прокомментировать скандал, случился весной 2003 года. Позицию свою и Ростроповича озвучила Галина Вишневская, которая на специально созванной пресс-конференции заявила, что «конфликт не стоит выеденного яйца», а также сказала, что в случае, если специальная комиссия признает, что проблемы в квартире соседей возникли из-за ремонта, то все затраты будут компенсированы.
Прошло еще время, и позиция ответчиков поменялась в корне. Теперь всю ответственность за недоброкачественный ремонт адвокаты музыкантов пытаются переложить на строителей. Но истцы не согласны с такой постановкой вопроса. Строители согласны провести лишь косметический ремонт, а по мнению Юрия Щеголева, побелкой трещин «поехавший» потолок на место не поставишь. Проблема кроется в состоянии межэтажных перекрытий. Поэтому так важна экспертиза, которая наконец и была проведена в квартире музыкантов… при весьма странных обстоятельствах.
Сначала Юрий Щеголев, придя в экспертное учреждение (Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы), оплатил свою часть затрат на экспертизу. Он с большим трудом добился того, чтобы ему выдали счет, в котором, в отличие от квитанции, отражена цель платежа, в данном случае – проведение экспертизы.
- Дело в том, что Гражданский кодекс квалифицирует неоплату или некорректную оплату экспертизы как уклонение от ее проведения, что могло быть расценено судом как отказ от исковых требований, - говорит Юрий Иванович.
- О том, что экспертиза назначена на десять часов утра 30 ноября, я узнал, можно сказать, случайно, - говорит Юрий Щеголев. - Заказное письмо с уведомлением пришло к нам в тот же день, но в три часа дня, когда экспертиза уже закончилась. Но зайти в квартиру Ростроповича, где работали эксперты, нам не позволил судебный пристав, который выполнял распоряжение судьи Дзержинского районного суда Оксаны Свирской. Судья в это время находилась в квартире и, удовлетворив некое пожелание (замечу, должное ходатайство в суде рассмотрено не было) экспертов, в квартиру нас, истцов (!), не пустила. Зато представители ответчика собрались в полном составе.
- В квартиру я пробрался, буквально растолкав всех локтями, - рассказывает Родион Юрьев, адвокат Щеголева и Каменевой. - Были вскрыты две дыры в полу. Эксперты обнаружили отсутствие засыпки в межэтажных перекрытиях, что уже является нарушением.
Но каковы будут окончательные результаты экспертизы и как они скажутся на судебном решении – большой вопрос.
- В марте у Галины Вишневской 80-летний юбилей. - Юрий Щеголев успел уже выучить всю историю семьи Ростроповича. – Вот как раз к этой дате и будет готова экспертиза – в качестве подарка, я думаю.
Ирина Обрезаненко
Полный текст статьи можно прочитать в свежем номере газеты «Ваш Тайный советник», которая вышла в свет 12 декабря.
P.S. По неофициальным данным, чета Ростропович - Вишневская владеет в Петербурге 14 объектами недвижимости. Среди них дом № 6 на набережной Кутузова, который музыканты приобрели, памятуя о том, что здесь когда-то проживал великий русский композитор Модест Мусоргский. Как не раз заявляла Галина Вишневская, особняк они собираются реконструировать под частный музей. «Мы купили 39 однокомнатных и двухкомнатных квартир, в которых жили больше ста человек», - говорила она в интервью. Но, занявшись расселением квартир, новые владельцы дома столкнулись с неуступчивостью некоторых жильцов, которые никак не хотели выезжать из исторического центра. Оборону держат две квартиры. В одной из них с взрослым сыном проживает Валентина Николаевна Иванова.
Соседство с уважаемыми персонами ей тоже, как и жильцам дома на улице Марата, принесло одни проблемы. Сначала, когда во всем доме начались масштабные ремонтные работы, в квартире Ивановой пошли трещины по стенам. А потом начался вообще ужас. По словам Валентины Николаевны, ей стали угрожать… рабочие. «Маляр, Николай Александрович, фамилию он мне свою не назвал, постоянно грозился утопить меня в ванной, если я свою квартиру не освобожу для Вишневской», - рассказывает она.
Сам Мстислав Леопольдович в свои редкие визиты в Петербург находит время для разговоров со строптивой соседкой. Уговоры переехать в другую квартиру ведутся в миролюбивой атмосфере, но нервируют пенсионерку тоже очень сильно. А недавно понервничать пришлось ее сыну, которому неизвестные визитеры посоветовали поскорее покинуть квартиру, а иначе «окажешься в больнице». Сын Валентины Николаевны написал заявление о поступающих в его адрес угрозах в 78-е отделение милиции Центрального РУВД, но уголовного дела не возбудили, говорят, не обнаружено состава преступления.
12 Декабря 2005