Боткинская больница мечтает о новоселье
О том, что Боткинским баракам пора переезжать в новое здание, рассказывал журналистам Алексей Яковлев, главный врач городской инфекционной больницы.
Как пишут "Санкт-Петербургские Ведомости", в конце XIX — начале XX веков учреждение поэтапно строилось как больница для бедных. Первоначально на 300 коек, размещаемых в 22 бараках. В 1908 году больница уже принимала 500 пациентов, в 1915-м — 700. Рост пациентов был связан с эпидемиями холеры в Петербурге. Широкая реконструкция с возведением лабораторного корпуса пришлась на конец 20-х — начало 30-х годов XX века. Сейчас больница функционирует как стационар, рассчитанный на 1210 коек. Народное название «Боткинские бараки» в ходу и до сих пор, что вполне соответствует внешнему виду построек.
Некоторые корпуса находятся в угрожающе-аварийном состоянии или в стадии «замороженного» лет 10 — 15 назад капремонта. В эксплуатируемых зданиях кровля и внутридомовые сети каждый год как-то латаются, но ремонта хватает ненадолго. И все это в больнице, всемирно признанной крупнейшим инфекционным стационаром не только России, но и Европы.
На базе Боткинской больницы была создана первая в России медико-социальная служба. Здесь находится пункт профилактики ВИЧ-инфицированных, а также единственный в городе пункт обслуживания лиц без определенного места жительства. Для тяжелых форм инфекционных заболеваний за последние десять лет увеличено число коек в отделении интенсивной терапии. Когда-то их было всего 6, сегодня — 25. Лаборатории «Боткинских бараков» работают круглосуточно и без выходных.
А число госпитализированных за последние годы значительно выросло. С 28 тысяч в 1994 году до 33 — 35 тысяч в последние годы. Объем же амбулаторной помощи увеличился раз в пятьдесят!
Для эпидемиологической безопасности инфекционная больница должна располагаться на окраине города. Так и было задумано, когда она строилась. Но сегодня больничный комплекс, занимающий 12,5 га, оказался фактически в центре густонаселенного мегаполиса. От Невского проспекта по улице Профессора Ивашенцева до «Боткинских бараков» минут пятнадцать пешего хода. А вот доставка тяжелых больных, когда дорог каждый час, осложняется хроническими автомобильными пробками, а в ночное время и разведенными мостами.
Уже давно стало ясно: вопрос с Боткинской больницей надо решать кардинально. Или ввязываться в дорогостоящую реконструкцию, или строить новую. Надежда забрезжила после посещения «Боткинских бараков» Валентиной Матвиенко в 2004 году, к которому администрация больницы подготовилась во всеоружии. Губернатору не столько рассказывали о достижениях коллектива, сколько демонстрировали условия, в которых приходится работать и лечить больных.
На правительственном уровне было принято решение о строительстве новой инфекционной больницы на двух площадках, то есть двух стационаров, рассчитанных на прием в каждом по 600 пациентов.
— Такой громадный город одной больнице обслуживать трудно и даже опасно, — убежден Алексей Яковлев. — Почему? Серьезный сбой в системе жизнеобеспечения может привести к тому, что инфекционных пациентов некуда будет госпитализировать. В Москве, например, — три инфекционные больницы, так что решение принято правильное. На сегодняшний день ЛенНИИпроект уже занимается проектированием новых больниц. В техническом отношении это сложные объекты. Необходимо предусмотреть систему обеззараживания сточных вод, обработку транспорта, другие меры безопасности.
Для строительства определены два квартала по 6 — 7 га на окраинах северной и южной частей Петербурга. Однако конкретные адреса главврач не назвал, сославшись на то, что еще не закончен процесс согласований.
— Пока средства выделяются только на проектирование, — проинформировал Алексей Яковлев. — Одновременно нам оказывается финансовая помощь для расшивки узких мест. До переезда больница должна функционировать в нормальном режиме. Сейчас завершается ремонт поликлиники, восстанавливается боткинская аптека, один из корпусов приводится в порядок под пищеблок.
По предварительным оценкам, новоселье может состояться не раньше 2010 года.
15 Февраля 2006