руб

С.Никитин: Китайцы хотят построить самый лучший в Петербурге район

Дискуссия на тему «Кто будет строить?», развернувшаяся по поводу строительства на Юго-Западе Петербурга комплекса «Балтийская жемчужина», затмила не менее важный вопрос: «Что там будут строить?». И действительно, что же город получит в результате более чем миллиардных долларовых инвестиций – сверкающий конгломерат небоскребов, унылую однообразную новостройку спального района, или элитное коттеджное поселение?


Об этом мы ведем разговор  с Сергеем Никитиным, руководителем Архитектурно-планировочной мастерской НИИ Генерального плана Санкт-Петербурга, главным архитектором проекта планировки той части Юго-Запада, которая будет называться «Балтийская жемчужина».


- Сергей Петрович, хотелось бы услышать мнение профессионала, – что все-таки представляет собой этот юго-западный район – «великолепная гавань» с побережьем, пригодным для строительства, или это «свалка и болото», в освоение которого надо вложить еще немало денег? Как оценить эту территорию с точки зрения ее ценности для города?


- Это потенциально шикарный район, и он конечно должен быть предназначен для жилья и отдыха. Сегодня юго-западная часть города, которая ограничивается Петергофским шоссе, Петербургским морским портом, великолепной морской акваторией и границей с Петродворцовым районом, – это пустынная местность, поросшая бурьяном, и вполне пригодная для строительства. Кстати, знаете ли вы, что эта земля не подарена нам природой? Это намывные территории – порядка 300 гектаров было в советское время намыто на высоту 3 метра. На эту работу ушло 20 лет и затрачены огромные городские средства. Здесь на Юго-Западе уже много лет назад планировалось построить огромный жилой район, - для этого песок и намывали.


- Почему же так и не построили?


- Прекратилось финансирование строительства городских Юго-Западных очистных сооружений, а без них строить жилье в этом районе было нельзя, вот все и замерло. А дальше… началась стихийная застройка – появилась небольшая промышленная зона, открыли табачную фабрику. Местные очистные сооружения – Красносельская станция аэрации – перегружены в два раза, то есть половина стоков сливается в канавы – так называемые поля орошения. Между прочим, поодаль находится садоводство «Макаровец», люди там выращивают морковку – на этой ужасно зараженной земле, можете себе представить! Невдалеке Южно-Приморский парк. Вот что сейчас представляет собой эта часть города.


- В каких границах расположится Китайский квартал?


- Границы такие: Дудергофский канал, Петергофское шоссе, граница санитарной зоны вредности табачного производства «Петро», акватория Финского залива, резервные намывные территории для будущей жилой застройки. Насколько я знаю, Комитет по градостроительству предлагал китайской стороне несколько площадок в городе, они выбрали эту, около воды. Площадь Китайского квартала составит  примерно 200 гектаров.


- Шанхайские фирмы, ставшие инвесторами строительства комплекса в Петербурге, ничего в Европе не строили до настоящего времени. Почему сразу у нас, как вы думаете?


- В Европе они действительно не строили. Почему у нас? Думаю, потому, что бизнес ищет, где выгоднее. Китай колоссально развивается, у китайского бизнеса появились большие деньги, а в самом Китае произошел перегрев рынка, в результате бизнес начал прорыв на внешний рынок. Так почему бы и не к нам?


- Кто будет делать проект – петербургские архитекторы или шанхайские? Кто будет ведущим, а кто ведомым?


- Между нами сложные взаимовлияния. Комитет по градостроительству обозначил китайцам Красные линии застройки, но почему-то не обозначил схему планировочных ограничений, а ведь это очень важно? Китайцы сделали эскизный проект в пределах этих Красных линий, а потом сформулировали нам ряд своих принципиальных позиций, которые они хотели бы отстаивать. Например, они хотят, чтобы в квартале не было автомагистрали городского значения. В результате теперь магистраль этакой дугой обходит квартал. Также они отстаивают необходимость строительства рядом с Петергофским шоссе крупного Международного торгового центра, вместо ранее запланированного на этом месте больничного комплекса.


- То есть проектированием руководят китайцы? Все эти изящные мостики на картинках – это их идеи?


- Да, в целом проект китайский. Но планировочную структуру мы адаптируем к нашей планировочной ситуации. Что касается жилых зданий, проектировать их будут те петербургские архитекторы, которые выиграют конкурсы. Также китайцы собираются организовать несколько международных конкурсов на строительство наиболее значимых крупных объектов – Торгового комплекса, например. Должен заметить, что китайцы очень часто приглашают зарубежных архитекторов для создания объектов в КНР.  


- Мнение петербургских архитекторов как-то учитывается китайскими специалистами?


- Наше влияние колоссальное! Мнение города для них очень важно, так как они понимают, что если будут его игнорировать, то в конечном итоге потерпят фиаско, финансовое в том числе.


- У Китая свои строительные традиции, между нашими культурами нами множество различий. Приходится спорить?


- Часто. Например, они настаивают, чтобы проспект был шириной 35 метров в Красных линиях. А мы говорим, что магистраль не может быть такой узкой по нашим нормативам.


- Им зачем такая узкая улица?


- Они так привыкли на родине. И инсоляционные разрывы между зданиями в китайских городах тоже меньше, чем у нас, ведь у них солнца больше.  


- Они так привыкли? Но в Пекине широченные проспекты!


- В Пекине – да, это столица. В Шанхае – нет, там колоссальная плотность населения и плотность застройки. В Шанхае на той территории, что Петербург занимает, размещается населения в 5 раз больше.


- Шанхай стал городом небоскребов. В Петербурге тоже встанут высотки?


- Небоскребов не будет. Основная часть застройки – дома в 9 – 12 этажей, а также малоэтажная застройка в 3 – 5 этажей вдоль Матисова канала. 1млн. 62 тысячи квадратных метров жилья. 36 тысяч жителей. Строительство рассчитано на 8 лет.


- Судя по названию квартала – «Балтийская жемчужина», купить в нем квартиру окажется не дешево.


- Это бизнес решает. Бизнес реагирует на спрос, поэтому в процессе строительства цена квадратного метра может меняться. Повысится спрос на элитное жилье, строители увеличат его долю. Не будет спроса, они будут строить только самое демократичное жилье. Я думаю, квартиры здесь будут стоить даже дешевле, чем по городу.


- Что кроме жилья планируется возвести?


- Полный социальный комплекс, который предусмотрен нашими нормативными документами. Это гораздо больший список объектов, чем по китайским нормативам.


- Большой список, говорите? Да вы посмотрите, что имеется в любом районе нашего города, – взрослая поликлиника, детская, магазины, почта. И все! Интересно, что же включает российский нормативный список для обязательного строительства в каждом квартале страны?


- Там указывается, что и бассейны должны быть в квартале, и спортзалы, больница, художественная школа, молочные кухни, прачечные, пункты химчисток… Чего там только нет! И все это действительно заложено в наших СНиПах, и мы не имеем никакого права что-то исключить из проекта застройки квартала.


- С ума сойти! Оказывается, у нас в России такие нормативы? Жаль, что они по настоящее время остаются в области фантастики для отечественных домостроителей. Полагаю, что и для китайских тоже: больницу, например, они уже хотят исключить из списка объектов, обязательных для строительства. Им это удастся?


- Бизнес может очень критически относиться к нормативам. С одной стороны, бизнес должен создать товар, который будет продан. С другой стороны, не хочется строить объекты обслуживания: построили жилой дом, продали квартиры и все прекрасно, а на возведение социальных объектов надо потратить немало денег. Но есть и другая сторона медали: если этих объектов не будет, то и цена квартир понизится, а соответственно, и прибыль.  


- Строительство больницы под вопросом, но зато планируется гостиничный комплекс. На сколько постояльцев?


- На 3000 гостей.  


- На плане квартала обозначен «Коммерческий сад». Что это такое?


- Это новое понятие, оно сформировалось в процессе проектирования. В принципе это и есть сад, но китайцы хотят занять 50 процентов территории сада под коммерческие объекты. Иными словами, это будет зеленая зона с большим количеством коммерческих объектов.


- Но тогда это уже не зеленая зона, в нашем питерском понимании.


- Тут, совсем рядом Южно-Приморский парк…


- …который тоже пока не очень-то парк… Ну, ладно… А станция метро планируется?


- Да. В будущем. Она расположится в центре обслуживания жилого района.


- Сергей Петрович, вы уже не раз встречались с китайскими специалистами, какое у вас сложилось впечатление о серьезности их намерений?


- Контактов и с инвесторами, и с проектировщиками из Шанхая было очень много, и я не заметил никаких признаков того, будто они здесь собираются создать чайна-таун, некий китайский анклав. В целом у меня ощущение серьезного подхода: они хотят сделать привлекательный жилой комплекс, чтобы он успешно продавался. Все вопросы, которые мы обсуждали, были связаны исключительно со строительным бизнесом: что и как построить.


- Давайте поговорим непосредственно об архитектуре: какова идея формирования градостроительного комплекса под таким многообещающим названием – «Балтийская жемчужина»? Это же должно быть нечто неординарное, а не просто набор объектов, построить которые требуется по нормативным документам. Согласны?


- Согласен! Эта мысль и мне не дает покоя. Мы обсуждали этот вопрос со специалистами проектно-строительной группы «Дахань-Ханьлянь», которая много и хорошо строит в Шанхае и по всему Китаю. Также китайцы приглашали для консультаций голландских специалистов – ну, с ними у нас вообще полное взаимопонимание. Они китайским архитекторам прямо сказали: «Надо строить так, как был построен старый Петербург». Да и сами китайские архитекторы это понимают, ведь они градостроители, а многие даже учились в Петербурге, Москве, они восхищаются нашей старинной архитектурой.


- А видели ли китайские градостроители современные питерские окраинные районы? Каково их впечатление от архитектуры Купчина, Ржевки?


- Китайцы нам на первой же встрече сказали: «Мы посмотрели ваши районы новостроек и они нам совсем не понравились. Мы хотим построить район, который будет самым лучшим в Петербурге». Таково мнение китайских специалистов. Но и самим петербуржцам не нравится планировка и архитектура районов, построенных в советское время. Городская среда там была организована крайне неудачно. Мы сейчас стали анализировать, почему произошли эти неудачи, как их избежать при проектировании Китайского квартала.


- Советское время для наших архитекторов – это вообще несчастное время, ведь главным в те годы было стремление выполнить план по вводу жилья, выдать на гора квадратные метры, качество же собственно архитектуры никого особо не волновало.


- Отсюда и диктат строительного монополиста – Главленинградстроя. Для него самым выгодным было бы строить дом примитивной архитектуры, бесконечной длины и в 10 этажей. Именно под такие характеристики была рассчитана советская строительная индустрия: высота кранов, подъездные пути и прочие дела. В результате социальная задача ликвидации «коммуналок», в которых ютилось большинство ленинградцев, решалась, но архитектора потеряла очень многое.


- Это так. Сегодня архитектор может, казалось бы, любые идеи предлагать, но их нет. В домах-новостройках, воткнутых в загубленные скверики, видим в качестве «изюминки» сплошные башенки-шляпы Незнайки.


- Да, так получается, что вроде бы сняты все ограничения, которые имелись при социализме, твори! – но серьезного прорыва в этом плане не происходит.


- Как градостроитель, чем вы это можете объяснить?


- Стечением конъюнктурных обстоятельств. Лет 30 назад делался, скажем, проект планировки огромной территории Ржевки – какие открывались возможности! Но в советское время мы там ничего красивого так и не создали – не было на это государственной воли, а вот в Париже на такой же территории в те же годы поднялся эффектный район Дефанс. Сейчас наступило другое время, но в Питере полностью прекратилась массовая застройка обширных площадей, нет масштабного строительства, все строится кусочками, одинокие дома заполняют какие-то лакуны – это не может породить нового градостроительного качества.


- Мечта архитектора – строить новый город, на пустом месте.


- Конечно! Ведь главная цель градостроительства – это гармоничная пространственная организация: Дворцовая площадь, например, Невский проспект – пространство площади, пространство улицы, пространство двора.


- На карте Юго-Запада, рядом с Китайским кварталом я вижу вторую половину намытых территорий. Здесь скоро наши отечественные строительные организации будут возводить жилой район. Как думаете, можно будет что-то стоящее развернуть?  


- Очень на это рассчитываем. Но тут важна воля, понимаете?


- Пока проявления воли не ощущается?


- Просто об архитектуре забыли, решают некие сиюминутные задачи. Поэтому приход китайцев нас очень обнадежил – вдруг появляется мощнейший инвестор, который хочет построить масштабный комплекс! Это как раз тот счастливый случай, когда можно реализовать отличную градостроительную идею.


- Что же это за идея?


- Мы предлагаем так: давайте возвратимся к тому лучшему, что было в исторической части Петербурга, убрав недостатки. Говоря о лучшем, я имею в виду артикулирование городской пространственной среды.


- Что-то мудрено сформулировали.


- Все просто. Вы конечно не раз замечали, как гости Петербурга восторгаются тем, какие прекрасные улицы в центре города. И мы сами любим бродить по старому городу. А в новых районах – там же нет улиц нормальных!


- Они абсолютно несоразмерны человеку.


- Не только в масштабе дело. Хотя вы совершенно правы: масштаб очень важен, а в новостройках допустили его нарушение. Но не только масштаб влияет на человека. В новых районах вашему взору предстают невероятной сложности пространственные системы: огромное количество разрывов между зданиями, отдельно стоящие дома – косо, под углом, так и сяк. Пространство превратилось в сплошные провалы и загогулины. Вы идете вроде бы вдоль проспекта, но не можете его идентифицировать как некий образ. Плюс к этому и сами здания – одинаковые, серийные, без каких-либо акцентов.


Другое дело – исторический центр! Пройдите по Загородному проспекту: вот Пять углов – дом с башенкой, потом выходите на Владимирскую площадь – там церковь. Как прекрасно все смотрится!


Я сейчас говорю о пространственной составляющей градостроительного комплекса, которая должна создать нам благоприятную психологическую среду, то есть артикулированную среду – ограниченное количество пространственных образов, и пространственных систем, складывающихся из этих образов. Только тогда, как показала практика, получается среда, адекватная историческому центру Петербурга. Посмотрите, как великолепна набережная Фонтанки. Река имеет изгибы и потому очень хорошо видны соотношения высот и размеров застройки. В старом Петербурге даже среди примитивной застройки линий  Васильевского острова человек чувствует себя гораздо уютнее, чем в новостройках, потому что есть Большой проспект с бульваром, есть соразмерные, логичные площади и улицы.


Вот и в «Балтийской жемчужине» на Юго-Западе мы тоже хотим развить разные типы пространств – и улицы, и курдонеры, и бульвары, и площади, а они, кстати, тоже бывают разные – круглые, прямоугольные, в виде звезды. Это все достижения европейской градостроительной культуры. И отход от этих идей негативно сказался на облике многих городов мира. Но в СССР, в силу огромных масштабов внедрения, это привело к самым катастрофическим последствиям.


- В получившемся советском результате выдающийся зодчий Ле Корбюзье, создатель рациональной архитектуры «всемирного стиля», архитектуры «города-сада», вряд ли виноват.


- Спору нет, он гениальный архитектор! И мысли, которые он высказывал, были очень прогрессивны на тот момент, ведь действительно надо было что-то менять в градостроительстве. Идея Корбюзье – дома, окруженные озелененным пространством, появились в 1930-е, 1940-е годы оттого, что существовавшие дотоле буржуазные способы застройки европейских и американских городов порождали массу недостатков: дворы-колодцы, узкие улицы, проблемы с транспортом в связи с начавшейся автомобилизацией. Весь этот негатив в итоге начал сказываться на качестве жизни. И всем показалось, что идеи Корбюзье решают все проблемы! Эти идеи, так или иначе, повлияли на архитектуру многих городов мира. Но произошло так, как это нередко бывает: красивая идея постепенно превращается в безобразие. Во что все это вылилось, мы с вами знаем: новостройки многих стран, в том числе и СССР, поразительно похожи друг на друга. В нашей стране мы вместе с китайскими архитекторами и зодчими из других стран как раз и хотели бы этот негатив преодолеть, и создать действительно рациональное, удобное для жизни пространство, комфортную новую среду. А там, глядишь, появится и воля подобным же образом застроить и второй участок Юго-Запада, где будут инвестировать уже наши строители.


Беседовала

Нина Андреева-Росс


Подробности проекта "Балтийская жемчужина", а также хронологию связанных с ним событий см. в специальной рубрике ПРОЕКТЫ ВЕКА: КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ.

26 Июля 2005

Обсуждение
Сергей / 06 Сентября 2005
Подписавшемуся "возмущенный" на сообщение от 05.09.2005 17:01: Идиот,на каких костях? Это же намывные территории!!!!
возмущенный / 05 Сентября 2005
Строят на костях наших солдат! Будьте прокляты все кто помогает китайцам!
FANTOM / 31 Августа 2005
ПОКА КИТАЙЦЫ БУДУТ СТРОИТЬ ВСЕХ СОБАК НА ЮГО-ЗАПАДЕ СЪЕДЯТ! КСТАТИ А ГДЕ ФОНТАН С ЗОЛОТЫМИ РЫБКАМИ?
_Вад_ / 29 Июля 2005
Видимо, пистаь с капс локом - признак нормального человека :)
_Вад_ / 28 Июля 2005
Написано же для идиотов - будет открытый конкурс. Если вы так обcupаете проект - сделайте свой и несите на конкурс, а не можете ничего сделать - нечего вякать
Erique / 28 Июля 2005
Подписавшемуся "Алексей" на сообщение от 28.07.2005 14:15: Архитектор должен и понимает. Прекрасно и лучше вас. Так что не спорьте, а лучше покажите место, где написано, что Петербург собираются переделывать в Шанхай.
Алексей / 28 Июля 2005
Попытка создать из нашего города новый Шанхай нелепа и глупа. Если этого не понимают чиновники, то архитектор должен.
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

Россия прочно и уверенно отстает от других стран по решению жилищной проблемы. И чем больше пишется на эту тему, тем меньше ясности, станем ли мы когда-либо жилищно-обеспеченными.

02 Августа 2005

У застройщиков появился еще один повод повысить цены на строящееся жилье: новый закон о долевом строительстве и другие поправки увеличили налоговую нагрузку на бизнесменов. Дополнительные расходы вскоре лягут на плечи покупателей.

02 Августа 2005

Одним из способов привлечения посетителей в ТЦ является создание развлекательной инфраструктуры. Доля торговых комплексов, имеющих развлекательную составляющую, в Петербурге растет.

28 Июля 2005

По данным социологов, только 5,7% петербуржцев имеют возможность улучшить свои жилищные условия через существующую ныне систему долевого участия или ипотеку. Существуют ли реальные способы решить жилищную проблему в нашем городе?

25 Июля 2005

Закон о долевом участии в строительстве, принятый для защиты частных инвесторов, до сих пор никого не защитил. Жилье по-прежнему продается на стадии котлована, но людям приходится покупать его через обходные схемы

25 Июля 2005

В городе ощущается нехватка индустриальных парков, где на одной территории уживаются производство, небольшой склад и офис. В ближайшие годы количество технопарков будет неуклонно расти.

20 Июля 2005
Все статьи1260