руб

Промежуточные итоги инвестиционно-строительного рынка

Два года прошло с момента смены в Петербурге исполнительной власти. Два года, как городское правительство во главе с Валентиной Матвиенко пытается создать в городе, как неоднократно заявляли чиновники, «внятные, прозрачные, предсказуемые правила игры» для бизнеса, в том числе и для участников инвестиционно-строительного рынка. Одним словом, пришло время подвести некоторые промежуточные итоги и посмотреть, что власть смогла сделать позитивного в строительной отрасли и, самое главное, чего она добиться пока не успела, пишет "Строительный еженедельник".


Одними из первых представителей бизнес-сообщества, кто поддержал Валентину Матвиенко в ее губернаторском устремлении, были как раз строители. Но они не просто оказали публичную поддержку – в августе 2003 года руководители ведущих строительных компаний города в рамках встречи с госпожой Матвиенко представили «Предложения будущему губернатору Санкт-Петербурга от строительных организаций города». Причем строители отвели тогда себе не только роль советчиков и наблюдателей. Они обязались активно участвовать в «работе по созданию механизмов, способствующих повышению жизненного уровня горожан, развитию строительного бизнеса, созданию благоприятного инвестиционного и делового климата в Санкт-Петербурге». В свою очередь Валентина Матвиенко, приняв «подношения», пообещала учесть их суть в своей последующей работе на посту губернатора.


В первую очередь застройщиков беспокоила (и, вероятно, тревожит сейчас) проблема комплексной инженерной подготовки новых территорий под застройку. Строители, понимая, что городу в одиночку с этим вопросом не справиться, предлагали «искать новые формы взаимодействия с бизнесом и монополистами». Сейчас можно констатировать, что к отчетному периоду радикальных, весомых изменений в этой сфере, к сожалению, нет. Как и прежде, присутствуют лишь планы. Лишь в бюджете 2006 года порядка 14 млрд рублей запланировано на общую инженерную подготовку городских территорий под строительство. Что касается «взаимодействия с бизнесом и монополистами», то и это, очевидно, дело будущего. В этой связи необходимо вспомнить два момента. Первый связан с недовольством некоторых строителей тем, что деньги, перечисляемые ими на развитие инфраструктуры, идут не по назначению. На это власти отвечают, что средства расходуются справедливо, согласно соответствующему закону Санкт-Петербурга. Второй момент связан с инициативой все тех же строителей, предложивших городскому правительству при проведении торгов на инженерную подготовку новых территорий требовать от компаний «создания консорциумов с головной организацией», причем предлагалось возвести все это в статус закона. Чиновникам такая инициатива не понравилась. Думается, справедливо.


Особое внимание Валентины Матвиенко строители обратили на совершенствование системы распределения земельных участков. Точнее, бизнесмены ждали «оптимизации процесса предоставления пятен и создания цивилизованного рынка земельных участков».

В итоге на смену ИТК пришли торги по так называемому короткому пакету, от которых застройщики, мягко говоря, не в восторге, а крупные строительные компании попросту их игнорируют, предпочитая покупать пятна для строительства жилья на вторичном рынке земельных ресурсов. И, кстати, на минувшей неделе непродолжительная эпоха коротких пакетов так же, как и ИТК, канула в Лету. Теперь будет два способа предоставления земельных участков – это комплексное освоение территорий и торги по полному пакету. Напомним, что согласно Градостроительному кодексу с 1 октября 2005 года все участки под жилищное строительство должны выставляться на аукцион.


Еще одна больная тема, переданная Валентине Матвиенко по наследству, – отношения с монополистами. Строители предложили сесть за стол переговоров, а возглавить процесс «вежливо поручили» госпоже губернатору. За 2 года эту тему прессовали на самых разных уровнях – и в Смольном, и в рамках всевозможных круглых столов и конференций, и в СМИ. Но опять-таки больших позитивных перемен нет до сих пор. За исключением, пожалуй, создания при правительстве Санкт-Петербурга штаба по взаимодействию с монополистами, работа которого в основном сводится к сокращению сроков прохождения документации.


Кроме того, петербургские строители выдвинули и другие предложения, например, по реконструкции территорий и расселению ветхого жилья (причем утверждалось, что проблему можно решить без бюджетных денег и иногородних компаний), по устранению кадрового голода в строительной отрасли и др. И снова приходится повторять, что и по этим направлениям существуют только наметки. Единственное предложение, которое было реализовано моментально и полностью, – это замыкание функций Комитета по строительству, КГА и других профильных комитетов городского правительства на одного из вице-губернаторов. Таким замыкающим стал вице-губернатор Александр Вахмистров.


Что касается остальных проблем, то все они решены с разной долей успеха и, по большому счету, носят половинчатый характер. Впрочем, это можно объяснить как минимум двумя основными причинами: во-первых, Валентина Матвиенко отработала лишь половину губернаторского срока и за это время смогла лишь погрузиться в пучину проблем бизнеса, в том числе строительного комплекса; во-вторых, само бизнес-сообщество недостаточно активно ведет себя на федеральном и региональном уровнях власти – это показали события вокруг пакета жилищных законов.


Тем не менее все вышеперечисленное не помешало губернатору Валентине Матвиенко еще полгода назад заявить, что «в Петербурге для бизнеса созданы внятные, прозрачные, предсказуемые правила игры, равные для всех субъектов рынка. Обеспечен равный доступ к земельным, топливно-энергетическим и иным ресурсам» (?!).


Любопытно, что Петербург принято считать местом, где рождаются передовые экономические реформы страны. А петербургский строительный рынок нередко сравнивают с локомотивом этих реформ. Однако создается ощущение, что этот локомотив, разогнавшись 2 года назад до предельной скорости и превратившись, по сути, в подобие литерного поезда, начал буксовать, в том числе и с подачи федеральной власти и рожденного ею законодательства. И, стало быть, пришло время для серьезного и системного анализа ситуации на строительном рынке и, главное, для обстоятельных оргвыводов.

03 Октября 2005 Источник: Строительный еженедельник

Обсуждение
/ 06 Октября 2005
В общем, как и ожидалось, от ВИМ никаких улучшений, одна болтовня!
kit / 04 Октября 2005
Я брежу или это реальность?!
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

Нынешний год, по оценкам специалистов, был не самым удачным для строителей: дорожали строительные материалы, росла себестоимость квадратного метра, граждане, разочарованные в системе ипотечного кредитования, вынужденно умерили свои потребительские запросы.

12 Октября 2005

Важнейшей особенностью современного российского рынка складской недвижимости можно считать именно углубляющийся год от года разрыв между быстрорастущим спросом на складские объекты международного класса и значительно более медленным пополнением складского фонда за счет нового строительства.

04 Октября 2005

Рынок коммерческой недвижимости является сравнительно молодым сегментом рынка недвижимости России. Большинство компаний, работающих сегодня на нем, образовались в последние 3-5 лет. Тем не менее это направление на сегодняшний день является наиболее стабильным и активно развивающимся.

04 Октября 2005

Петербургские власти вновь озаботились проблемой «хрущевок». Вице-губернатор Александр Вахмистров обсуждал в Москве вопрос об участии московских компаний в реконструкции и расселении наших пятиэтажек.

27 Сентября 2005

Сегмент хостелов в Петербурге на сегодняшний день практически не заполнен. Между тем, недорогие гостиницы пользуются спросом среди молодежи, которая приезжает в наш город даже в межсезонье.

22 Сентября 2005
Все статьи1245