руб

Петербург рискует превратиться в муляж

Три вопроса экспертам:

1. новые здания, удачно встроенные в старую архитектурную застройку города;

2. неудачные примеры;

3. использование декоративной подсветки.

Павел Никонов, архитектор:

1. Сразу ответить затруднился не потому, что таких адресов нет, а по, скажем так, идеологической причине. Говорят, что «Петербург - город-музей». Его можно сравнить, например, с Эрмитажем? Но скажите, пожалуйста, было бы странно, если бы Эрмитаж отказался приобретать полотна современных мастеров? Поэтому я не приветствую архитекторов, которые пытаются пробел заполнить стилизацией. Я эту стилизацию отношу не столько к архитектуре, сколько к искусству театральной декорации. Это просто крашеный забор, задача которого специально не взять на себя никакой ответственности. Что касается зданий новой архитектуры, то мне нравятся работы Марка Рейнберга и Андрея Шарова (Например, а). ул.Кронверкская, 1-9; b). ул.Кронверкская, 1-9; с). Каменнностровский проспект, 58-60) (но не все): у них есть как убедительные победы, так и поражения. Также очень неоднозначен Евгений Герасимов - у него есть очень хорошие образцы современной архитектуры и работы, на которые не обращаешь внимания.

2. Дом в начале Мухинской улицы. Совершенно невероятные пропорции окон, пропорции самого дома. Я вижу, что здесь застройщик очень сильно экономил на архитекторе. Либо сам архитектор экономил на своей работе. Рядом с ним дом, расположенный на 2-й Советской, построен крайне небрежно. Вплоть до того, что те линии, которые должны быть параллельны на его фасаде, не параллельны. И как этот дом вообще приняла государственная комиссия? Потом знаменитый дом на углу Моховой улицы и улицы Белинского, напротив церкви. Его, дом на 2-й Советской, а также дом на Мухинской, о котором я уже говорил, роднит одна общая черта, которая делает здание инородным телом. У них нет первого этажа, посвященного городу. То есть первый этаж - какой-то высокий-высокий цоколь с какими-то маленькими глазницами окон, если они вообще там есть. Никакого предложения войти внутрь эти дома не делают. Возникает ощущение, что они стоят к тебе спиной.

3. Наверное, хорошо. Хотя бурного восторга я не испытываю. Если мы раньше говорили об архитектуре как о наследии более ранних исторических опытов, то подсветка - это вновь родившееся явление. Я очень часто, когда иду в темное время суток, ловлю себя на такой мысли: то, что я вижу, может видеть только мой современник; и представляю себе, как был бы удивлен наш предок, который неожиданно оказался бы здесь и увидел, например, Эрмитаж в темное время суток весь «горящий».


Михаил Ольдерогге, архитектор:

1. 2-я линия В.О., 27, набережная реки Фонтанки, 1, Манежный переулок (Финское консульство), Итальянская улица, 12а, улица Восстания, 8а. Все эти здания объединяет соответствие архитектурного языка, то есть вновь построенные здания гармонируют со старыми.

2. Гостиница на Почтамтской улице. Комплекс «Серебряные зеркала» еще не достроен, но уже понятно, что высотность будет излишняя. В них плохо то, что превышен высотный регламент, тем самым происходит несоблюдение архитектурного языка.


Елена Жирихина, преподаватель филологического факультета СПбГУ, автор нескольких книг о Петербурге:

1. Здание около Педагогического университета на Казанской улице. Оно не является враждебным к окружающей среде и вписывается в окружающую архитектуру.

2. Гостиница на Почтамтской улице, океанариум, построенный на месте памятника архитектуры. Самый неудачный проект, на мой взгляд, на Владимирской площади. Здесь новопостроенное здание существенно выше церкви. Такого рода постройки перекрывают перспективу. Угол Загородного проспекта и Гороховой улицы. Конечно, это престижное место, дом будет стоять около красивого зеленого сада, где можно погулять и отдохнуть. Но что увидят его будущие жильцы, когда они сюда вселятся? Вечером здесь будет сплошная дымящая пробка, им некуда будет деть свой автомобиль, и они будут вынуждены въехать в этот сад, потому что с ними поступили не по-человечески. Человеку нужно не только жилое пространство, но еще и пространство для жизни рядом с домом. Впечатление, что архитекторы превращают центральные районы в поселки городского типа, не считаясь с категорийностью (ну не может обычный дом быть выше собора!). Такая застройка нарушает очень многие правила, которые в Петербурге существовали с XVIII века, правила вполне разумные и человеколюбивые. Например: не затемнять свет в окне соседа; ограничивать этажность, чтобы не перекрывать улицу и чтобы двор не был затемнен; цветовые традиции.

3. Мне очень нравится та мягкость, с которой подсветили храм Спаса на Крови и Дом ученых. Подсветка на мостах мне нравится в любом случае, она подчеркивает силуэты над водой. На подсветку на Невском проспекте я повела даже свою маму посмотреть - и очень понравились гирлянды на Новый год. Здания на Дворцовой набережной подсветили хорошо, это сделала какая-то заграничная фирма. Но дело здесь не в том, заграничные мастера это делали или нет, а в том, что, внедряя новое, нужно сохранять общие черты, присущие городу.


Вера Сомина, научный сотрудник Российского института истории искусств:

1, 2. Мне кажется, что рядом с довольно некрасивыми старыми доходными домами можно строить современные многоквартирные. Но важно, чтобы они вписывались, чтобы они были не просто современными, но еще и красивыми. Вот, например, дом 4 на Почтамтской улице - изуродованный несчастный трехэтажный особнячок. Ничего особенного в нем, на мой взгляд, не было. Но его изуродовали: достроили четвертый этаж, еще и стеклянный купол сверху. Смотрится это ужасно. Из особнячка сделали образец ширпотреба, массовое производство, совершенно что-то стандартное. Вот чего не должно быть в центре - стандартности, штампованности, этой самой «типовой архитектуры».

На Невском проспекте и вблизи него стало очень много таких зданий. Между Литейным проспектом и улицей Маяковского  в глубине есть новое густо-розовое здание. Это ужасно, рядом с ним даже обычные дома смотрятся как жемчужины. Нельзя дома раскрашивать как лакированную картинку, как пестрый фантик.

3. Сложно говорить о том, продолжает или нет подсветка идею автора. Ведь мы смотрим на эти здания совсем по-другому, чем современники архитектора. Мне нравится, как подсвечен Зимний дворец, а вот как Исаакиевский собор – нет.

Мне кажется, что в Петербурге нужно как-то использовать его сумрачность, но так, чтобы она не давила и не была депрессивной, а чтобы было красиво, колоритно. Это нужно делать очень осторожно и не делать типовым.


Марина Козырева, заведующая музеем-квартирой Л.Н. Гумилева:

1. Довольно хорош дом на 2-й линии Васильевского острова рядом с домом 29. Этот старый дом построен в стиле модерн, и соседний новый сделан вполне пристойно, по стилю они схожи. Единственное «но» - круглые колонны выглядят немножко чужеродными, тем более что они и на колонны не очень-то похожи.

2. «Стекляшка» рядом с Казанским собором. Полностью «законсервировать» старый город немыслимо - все равно ведь жизнь идет, люди в городе живут, и он развивается. Но все-таки это исторический центр! Мне кажется, что здесь нужно строить так, чтобы новое здание хоть как-то вписывалось в окружающую архитектуру. Просто подражать, скажем, классицизму тоже невозможно. Но хотя бы делать так, чтобы здание «не выпячивалось».

3. Подсветка зданий мне очень нравится, честно говоря. Раньше ко мне приезжали друзья из Москвы и говорили: «Да что у вас так темно, вот у нас в Москве...» Но Москва (хоть я ее и люблю, и родные у меня там живут, и друзей много), она купеческая, выпячивающаяся - как в архитектуре, так и в подсветке. А у нас при подсвечивании зданий общий стиль соблюдается и на Невском проспекте, и на набережных. Смотрится это хорошо, потому что подсветка ненавязчивая, подчеркивает архитектурные детали.

 

Как сделать ветхий город современным, не превратив его при этом в декорацию, - этот вопрос волнует детей не меньше, чем взрослых.

В России архитекторов на тысячу жителей в пять раз меньше, чем в Европе и Японии.

30 Ноября 2006 Источник: «Деловой Петербург»

Обсуждение
Randy / 05 Декабря 2006
Мухинская улица????
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

В то время как рост цен на рынке недвижимости остановился, аналитики предрекают ему новый старт в 2007 году. Повлиять на это могут, в частности, бонусы, которые топ-менеджеры и квалифицированные специалисты крупных компаний получат по итогам ударной работы в этом году.

08 Декабря 2006

По всей видимости, окончание нынешнего года все-таки ознаменуется долгожданным переломом более чем годовой тенденции на рынке недвижимости, о неизбежности которого уже давно говорят эксперты.

07 Декабря 2006

В минувшем году сохранилась тенденция увеличения числа  крупных торговых комплексов в Петербурге. Можно констатировать, что оно выросло лавинообразно. Принятые в городе изменения кадастровой стоимости метра земли в зависимости от места (сравните $1600 рядом с Невским и 29 рублей на окраинах) позволяют уверенно прогнозировать марш гипермаркетов в спальные районы. Ниже мы приводим новости сетевой торговой экспансии, более напоминающие сводки с успешной военной кампании.  

05 Декабря 2006

Все о проекте крупнейшего офисного центра с 300-метровым небоскребом, который намеревается построить на Малой Охте компания "Газпром нефть".

29 Ноября 2006

На рынке страхования загородной недвижимости начался сезонный всплеск активности. В преддверии зимы владельцы усадеб, коттеджей и дач стараются застраховать свои владения от ущерба. Страховщики радостно подсчитывают собираемые премии - объем рынка снова, как и год назад, вырос на треть, что, по мнению финансистов, говорит о коренном переломе в сознании владельцев дач и коттеджей в пользу страховой, а не физической защиты.

29 Ноября 2006

В день столетия академика Дмитрия Лихачева публикуем статью из его записных книжек о современной архитектуре, впервые опубликованную в Ленинграде в 1989 году. С каждым годом эта работа великого ученого становится все более актуальной.

28 Ноября 2006
Все статьи1242