руб

Петербург попал в сети... Торговые

Супермаркеты, гипермаркеты, универсамы и прочие магазины различных торговых сетей давно стали привычными для жителей города. В последние несколько лет их количество увеличилось в разы, а на рынок Петербурга приходят все новые и новые торговые сети, как российские, так и зарубежные. Причем если раньше рынки, «магазины у дома» и сети имели примерно равную долю в структуре розничной торговли, то сейчас наблюдается значительный перевес в сторону сетей. Уже сейчас на них приходится более 50% от всего объема продаваемой в Петербурге продовольственной продукции, и, скорее всего, их доля будет только расти.


Как заявил председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк, в развитии торговых сетей есть и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, это свидетельствует о качественном улучшении структуры розничной торговли. С другой – петербургским производителям не всегда удается наладить отношения с крупными торговыми сетями.


Это связано с тем, что большинство сетей обладают большей экономической мощью, чем предприятия – а значит, диктуют свои условия поставщикам, что иногда приводит к дискриминации и несправедливой конкуренции. Сети, по словам Владимира Бланка, стали «квазипмонополистами», деятельность которых не регулируется ни законодательно, ни отраслевыми стандартами. Осложняет ситуацию и то, что конкурировать петербургским производителям приходится практически со всем миром – ведь сети, особенно транснациональные, закупают продукты в самых разных странах. Владимир Бланк пообещал, что городская администрация будет постоянно держать под контролем ситуацию, складывающуюся в торговых сетях города.


Генеральный директор ОАО «Ленптицепром» Юрий Трусов выразил свое недовольство тем, что развитие торговых сетей приводит к сокращению мелкой розничной торговли сельхозпродукцией, ликвидации палаток и ларьков – после постройки супермаркета вокруг него пропадает вся розничная торговля. Условия же допуска сельхозпредприятий в сети весьма жесткие и большинству из них не под силу. В то же время многие производители из других регионов России, а также зарубежные поставщики имеют возможность предлагать свою продукцию на более выгодных для сетей условиях. Происходит это, в основном, за счет государственного субсидирования – например, в Германии государство компенсирует производителям сельхозпродукции до 60% затрат на ее производство.


Требования, предъявляемые к поставщикам сетями, не кажутся очень сложными. Как рассказал генеральный директор ООО «Агроторг» (сеть «Пятерочка») Сергей Лепкович, от поставщиков требуется, чтобы их товар был широко представлен в городе, высокое качество продуктов и упаковки, своевременная доставка, эксклюзивные цены для «Пятерочки» и особые условия при взаимодействии с другими сетями. Впрочем, он отметил, что работать с крупными поставщиками проще, и дал совет объединяться.


Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленинградской области Олег Коломийченко обратил внимание на то, что одна сеть не имеет права диктовать компаниям, как они должны вести себя при работе с другими сетями, так как это является нарушением антимонопольного законодательства. Он привел в пример недавний судебный процесс в США против компании Coca-Cola, которая запрещала продавать свою продукцию одновременно с продукцией компании Pepsi. По мнению Олега Коломийченко, несмотря на общемировую тенденцию роста торговых сетей, должен все-таки соблюдаться определенный баланс между ними и малыми предприятиями розничной торговли, поэтому не совсем правильно закрывать оптовые и мелкооптовые рынки и строить на их месте гипермаркеты. Кроме того, многие сети созданы с участием иностранного капитала, поэтому прибыль, которую получают сети, часто «уходит» за рубеж, например, на развитие иностранных подразделений компании.


Все отмечают, что законодательная база, которая позволила бы регулировать взаимоотношения производителей с торговыми сетями, развита недостаточно и требует значительной доработки.


Мария Мокейчева

01 Сентября 2005

Обсуждение
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

Пока банк планирует выделить 50 млн долларов. Это слишком мало, чтобы серьезно повлиять на российский рынок ипотеки, однако достаточно для начала работы программ жилищного кредитования в ряде региональных банков. Скорее всего, ЕБРР собирается запустить в России долгоиграющую ипотечную программу, а 50 млн – это «пробный камень».

06 Сентября 2005

С 1999 года город вдвое увеличил объемы промышленного производства, однако пока так и не достиг уровня производства 1990 года. О том, как правительство Петербурга представляет перспективу развития города на Неве, шла речь на заседании Совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.

02 Сентября 2005

Строительные компании не могут продавать, а покупатели квартир не хотят рассчитываться за недвижимость по-старому. Впервые за последние годы объем продаж жилья не только не вырос и даже не остался на прежнем уровне, а упал на 20 - 25%. Петербург ждёт своеобразный рекорд - первое полугодие продемонстрировало семикратное снижение числа закладки новых домов.

01 Сентября 2005Строймонтаж

КУГИ нашел способ переложить бремя ответственности за соблюдение законодательства об охране культурного наследия только на арендатора объектов-памятников и заключать договоры аренды без дополнительных согласований.

30 Августа 2005

Проходя мимо любой масштабной стройки в Петербурге редко услышишь русскую речь. Нечасто среди рабочих мелькают и славянские лица. Факт налицо - большинство жилых домов и промышленных объектов в нашем городе строят гастарбайтеры.

29 Августа 2005

Экономика Ленобласти развивается, в том числе, за счет открытия новых предприятий. При этом интересы инвесторов весьма обширны – от строительных материалов до замороженных продуктов.

26 Августа 2005
Все статьи1258