руб

Перенос Московской-Товарной: платить-то кто будет?

Заявления властей о выносе ряда железнодорожных объектов из центра города как о решенном вопросе выглядят несколько поспешными.


Энтузиазм президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина, заявившего об отличных перспективах переноса железнодорожных объектов станции Московская-Товарная из центра города, не готовы разделить руководители Октябрьской железной дороги. В ОЖД до сих пор не понимают ни смысла передислокации («двести лет стояло – и еще столько же простоит»), ни того, куда все это будет переноситься. Потому что, как рассказал «Невастройке» высокопоставленный сотрудник управления Октябрьской дороги, те 8 участков, которые на протяжении последних месяцев предлагал дороге город, ей совершенно не подходят.


К этим 8 участкам относится и территория Шушар, про которую с оптимизмом говорилось на недавней встрече Владимира Якунина и губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Тогда, в прошлую пятницу, власти города и ОЖД заключили устное соглашение о переносе в Шушары железнодорожных объектов из зоны Московская-Товарная, ограниченной Лиговским проспектом, улицей Константина Заслонова, набережной Обводного канала, Невой, площадью Александра Невского, Невским проспектом и площадью Восстания (площадь зоны – 371 га), а также ряда объектов с Варшавского вокзала.


Однако, по словам железнодорожников, хотя территория Шушар рассматривалась ими еще 10 лет назад как удобная площадка для вывода части объектов ОЖД из городского центра, участок, предложенный властями, является экономически невыгодным – чтобы работать там, дороге придется потратить существенное количество средств на прокладку путепровода.


Еще два участка из предложенных восьми – в Купчино и в Мельничном ручье - не подходят дороге из-за своей «некондиционности»: один слишком мал, километровый участок другого покрыт слоем торфа. А на другой стороне поселка Шушары все земли уже скуплены контейнерными и экспедиторскими компаниями, которых, пожалуй, наберется с десяток. Среди них такие имена, как «Евросиб», «Контейнерный терминал» и т.п.


Возможно, что именно с этими новыми собственниками шушарской земли придется договариваться «РЖД». Цена, которую предложат новые хозяева за эти земли, вероятно, будет на порядок выше той, за которую она покупалась ими самими.


Существуют сомнения и в «инвестиционной привлекательности» территории Московской-Товарной, которой прочат блестящее будущее как элитному деловому району – разумеется, при соответствующих инвестициях. Даже в случае сноса железнодорожных объектов потенциальному инвестору перед застройкой района придется озаботиться рекультивацией земель, которые давно стали промышленными – для этого, по подсчетам железнодорожников, придется снять около 5 метров земли. А потому вопрос, кто будет оплачивать переезд железной дороге, изначально заявившей, что сама она не потратит на это дело ни копейки, остается актуальным.


Есть и еще одна проблема, о которой не принято говорить при встречах «на высшем уровне» - спор о полосе отвода, затронувший все железнодорожные вокзалы Петербурга, спор, который ведет субъект федерации с Российской Федерацией, стопроцентным собственником ОАО «РЖД». Суть дискуссии сводится к следующему: город считает, что данные земли должны быть отданы под городские нужды, дорога же пытается доказать, что они нужны ей самой, и она их будет арендовать у федеральных властей и дальше. Спор этот (который, кстати, затронул вокзалы не только Петербурга, но и столицы) идет уж третий год, а без решения этого спора невозможно переходить к следующей части «марлезонского балета» - непосредственной передислокации железнодорожных объектов из городского центра.


Таким образом, рассуждают в управлении ОЖД, первым этапом в вопросе переезда Московской-Товарной будет четкое определение границ площадки, куда можно будет переехать. Вторым этапом станут предпроектные работы и определение, во сколько обойдется железной дороге переезд с оценкой зданий, которые будут снесены и построены. По предварительным прикидкам, только строительство на новом месте локомотивного и ремонтного депо, взамен снесенных у Варшавского вокзала, обойдется дороге в несколько миллиардов рублей. Только после этого будет возможен поиск инвестора, который отважится вкладывать деньги в масштабный проект по переносу железнодорожных объектов без гарантий возврата этих самых средств. Впрочем, вероятнее всего, платить за переезд дороге придется из своего кармана.


Все это затрудняет возможность каких-либо прогнозов. Известно лишь, что к 1 марта город обещал определиться с местом передислокации Московской-Товарной. Насколько это место будет удачным, понравится ли оно дороге, мы узнаем совсем скоро.


Светлана Андреева


События по теме:


  • Поезда уедут из центра Петербурга

    10 Февраля 2005

  • Обсуждение
    Добавить комментарий
    Другая картинка

    Правила написания комментариев

    Другие статьи

    В 2005 году на рынке новостроек Петербурга будет несколько видов «товара»: проекты, начатые еще в период губернатора Владимира Яковлева; новостройки, заложенные на участках, полученных через торги; проекты, которые стартуют после вступления в силу нового закона о долевом строительстве.

    16 Февраля 2005

    "Квартирный вопрос" стал предметом нашего разговора с Александром Вахмистровым. Вице-губернатор Санкт-Петербурга, курирующий темы строительства и архитектуры, дорог  и недвижимости, ответил на вопросы корреспондента «Невастройки» о жилье, болезненные для жильцов – настоящих и будущих – и острые для инвесторов: об уплотнительной застройке и о новом законе «Об участии в долевом строительстве». Коснулись мы и некоторых не жилищных, но очень обсуждаемых проектов.

    11 Февраля 2005

    С введением нового Жилищного кодекса расширится круг схем, по которым можно будет купить жилье. Однако основной «концептуальный посыл» кодекса – живите, где хотите! Отныне обеспечение граждан жильем – не функция и бремя государства. Оно лишь будет «содействовать» в решении жилищных проблем.

    01 Февраля 2005
    Все статьи1242