руб

Объемы ввода торговых площадей зашкаливают

Рекордный наплыв новых торговых площадей ожидается на рынке Петербурга. На 2006 год заявлен ввод втрое больших объемов, чем за два предыдущих года, пишут "Ведомости". Активно инвестировать в торговую недвижимость заставляет востребованность концептуальных торговых центров и спад доходности на рынке жилой недвижимости. В результате, говорят эксперты, рынок все больше будет расслаиваться — на удачные и не очень торговые центры.


По информации Colliers International, в 2006 г. девелоперы запланировали к сдаче около 1 млн кв. м новых торговых площадей. По словам директора петербургского бюро Colliers International Бориса Юшенкова, к вводу готовятся два крупных торговых комплекса “Мега” (145 000 и 120 000 кв. м, строит шведская компания IKEA на Мурманском ш. и в пос. Бугры) и ТЦ “Радуга” (70 000 кв. м, строит французская Vinci Construction Grands Projets на проспекте Гагарина).


В феврале открылись ТЦ “Гранд Каньон” (75 000 кв. м на углу пр-та Энгельса и ул. Шостаковича) и “Южный полюс” (35 000 кв. м на пересечении пр-та Славы и ул. Пражской). На март запланировано открытие первого ТЦ Castorama (11 000 кв. м на Дальневосточном пр-те, будет продавать товары DIY) и торгового центра “Пулково-3” (40 700 кв. м на Пулковском ш.). К осени двери для покупателей распахнет ТЦ “Северный Молл” (35 000 кв. м, девелопер — итальянская компания Promocentro Italia).


По словам директора по развитию агентства “Бекар” Игоря Горского, столь резкое увеличение ввода торговых объектов — результат ажиотажа 2003-2004 гг. В этот период инвесторы, вдохновленные острой нехваткой торговых площадей, стали активно вкладывать деньги в строительство. “Тогда можно было почти не думать о том, как привлечь покупателей, и не так тщательно выбирать место для строительства объекта — рынок был на пике доходности”, — говорит Горский. В 2003 г., по данным “Бекара”, рентабельность торговых центров составляла 40-50% годовых.


Президент компании “Аверс” Михаил Зельдин уверен, что сейчас в коммерческую недвижимость перешли инвесторы, ранее вкладывавшие деньги в жилищное строительство. “Кризис на рынке жилья и появление жестких законодательных ограничений работы с дольщиками могли заставить инвесторов обратить внимание на рынок коммерческих площадей”, — поясняет он. И добавляет к аргументации еще один фактор — миграцию арендаторов в более привлекательные для покупателей торговые центры.


Правда, за последние два года рентабельность этого бизнеса снизилась вдвое и ввод 1 млн кв. м торговых площадей еще более усложнит ситуацию для инвесторов, считает Горский. По его прогнозу, часть площадей окажется невостребованной, особенно пострадают владельцы торговых центров, уделившие мало внимания проработке концепции объекта.


С ним согласен Юшенков из Colliers, который говорит, что из-за роста вводимых площадей и появления “продуманных” торговых центров, как, например, уже работающий “Гранд Каньон”, и строящихся — “Радуга”, “Мега”, на рынке будет усиливаться разделение торговых объектов на хорошо и плохо востребованных покупателями.


“Одним из следствий этого является неравномерный рост ставок аренды, — говорит Юшенков. — В зависимости от объекта в 2005 г. аренда росла в цене от 5% до 15%. Больше всего подорожали недавно построенные объекты с грамотной концепцией”.


Горский считает, что в этом году владельцам торговых центров, построенных больше двух лет назад, придется пойти на частичное снижение ставок, для того чтобы предотвратить миграцию арендаторов. “Они уже успели кое-что заработать за это время и могут позволить себе более гибкую ценовую политику по сравнению с только что введенными торговыми центрами, у которых весь срок окупаемости еще впереди”, — говорит эксперт.


Но у девелоперов еще есть возможности выйти на рынок с новыми проектами. “Рынок пока не достиг насыщения, если рассматривать его с точки зрения обеспеченности населения торговыми площадями”, — замечает Зельдин. По оценке руководителя отдела аналитики консультационной компании London Consulting & Management Company (LCMC) Романа Уревича, по своим доходам жители Петербурга способны поглотить еще как минимум 30%-ное увеличение объемов рынка торговых площадей.

07 Марта 2006

Обсуждение
fserges / 09 Марта 2006
"по своим доходам жители Петербурга способны поглотить еще как минимум 30%-ное увеличение объемов рынка торговых площадей." Это как это? У многих доходы растут, но число магазинов ни на что не влияет. Влияет разве то, что появляются магазины в зоне досягаемости, т.е. можно себе позволить заехать в гипер-мега-маркет а ранее это было геморно.
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

Усилия президента и правительства по популяризации ипотечного кредитования не прошли даром. Больше 2,6 миллиарда долларов заняли россияне в банках на покупку жилья в 2005 году.

10 Марта 2006

В последние годы представительницы прекрасной половины человечества в строительстве все настойчивее завоевывают профессиональное признание и уважение коллег по цеху.

07 Марта 2006

Казалось бы, что может связывать далекий остров и стремительно развивающийся порт на северо-западе страны? Оказывается, связь тут самая прямая – железная дорога. Точнее, те искусственные сооружения, которых немало как на самой восточной магистрали России, так и в сложном железнодорожном хозяйстве порта Усть-Луга.

02 Марта 2006
Все статьи1259