руб

Котловanus

изо всех 15-летий для нас важнейшим является 15-летие ВСМ

 

Сейчас уже не все и помнят, что такое ВСМ. Нет, это не "Всероссийская строительная мафия". Это "Высокоскоростная магистраль". На 13 сентября приходится ее 15-летие.


Ибо именно 13 сентября 1991 г. президент России Ельцин подписал указ No 120, которым было предписано создать Российское акционерное общество высокоскоростных магистралей с двумя главными задачами: создать высокоскоростную железную дорогу Петербург -- Москва и начать выпуск для нее (и для других дорог) электроподвижного состава, рассчитанного на движение со скоростью 350 км/час.

По разным оценкам стоимость проекта составляла от 5 до 10 млрд долларов. Идея принадлежала представителям советской номенклатуры, поэтому, несмотря на капиталистический антураж ("акционерное общество"), рекламное изображение "магистрали" напоминало про романтический БАМ, про поэзию скоростей и бой с суровой природой. "Там, где раньше тигры срали, мы проложим магистрали..."



Симбиоз стройки и могилы

Напомню, что недавно, 3 августа 2006 г., было торжественно открыто скоростное движение между Москвой и Петербургом, которое поезд ЭР-200 прошел за 3 часа 55 мин., причем в будущем было обещано движение с "фантастической" скоростью -- 250 км/час. И такой ерунде люди обрадовались! А ведь это на 100 км/час меньше той российской мечты, 15-летний юбилей которой мы празднуем.

Зримым свидетельством того, что ВСМ -- не плод фантазии, является знаменитый котлован на Лиговском проспекте. Здесь должен был появиться вокзально-коммерческий комплекс (ВКК), для чего были расселены, а вскоре и снесены дома 24 -- 42 (об их сносе см. распоряжение губернатора No 906-р от 01.09.1997 "О строительстве высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург -- Москва в черте Санкт-Петербурга"). Однако в силу многих причин ВКК так и не был построен, и в центре города остался огороженный забором котлован, наполненный водой. Рыть его начали в декабре 1997 года. Возможно, о ВСМ не помнил бы сейчас вообще никто, если бы не этот котлован.

Повезло так повезло! Ибо это уже символизм, затмевающий "Петербург" Андрея Белого. Котлован оказывается ландшафтным памятником, который и вырыт был вовсе не для строительства вокзально-коммерческого комплекса, чему провиденциально помешала Судьба, а как интегральный символ всей истории города. Потому что он ассоциируется сразу со всем: от воровства Меншикова, первого генерал-губернатора губернии Санкт-Питербургской, положившего начало многовековой традиции, до символа Андрея Платонова -- Котлована, симбиоза стройки и могилы, куда в России все традиционно ухает. От щедринского "города Глупова" с его ретивыми администраторами и знаменитого некрасовского образа железной дороги ("Вынес достаточно русский народ, / Вынес и эту дорогу железную -- / Вынесет все, что Господь ни пошлет!") до славянофильской символики Петербурга как исторической пропасти, куда все провалится. Последний тезис опирается на то, что котлован приходится "обслуживать", непрерывно откачивая из него воду, чтобы -- после того, как нарушили гидроизоляцию -- не рухнул дом А. Н. Перцова на Лиговском пр., 44, построенный в 1911 году и оказавшийся на самом краю гигантской ямы.

Наконец, с учетом экономической конкретики, котлован, равно как и вся история с РАО ВСМ, -- еще и емкий символ всего нашего "построенного в боях капитализма" -- именно в той его форме, которая сложилась в России. То есть котлован -- это не только ландшафтный памятник, но и культурно-исторический, это достопримечательность, к которой все привыкли и потерять которую будет жалко.

Стоило бы этот ландшафт музеефицировать и законсервировать. Есть квартиры-музеи, а может быть котлован-музей. Кстати, летом 2006 г. в заполненной водой гигантской яме проводило учения МЧС, готовясь к саммиту G8.



До коммунизма 18 километров

Жанр юбилейной статьи требует экскурса в историю юбиляра. По сути это роман, экономический детектив в стиле Юлии Латыниной.

Через три месяца после подписания Ельциным гениального указа, в декабре 1991 г. была создана РАО "ВСМ". Будущая магистраль рисовалась тогда в тумане, технические детали проекта были сформулированы значительно позже, лишь в 1996 году. Но шла неспешная подготовка к началу строительства. Как праздник был отмечен исторический день начала -- 30 июля 1993 года. Газеты, захлебывались от восторга в советском стиле: "Специалисты, эксплуатационники и гости направились на 18-й километр будущей высокоскоростной магистрали. Ровно в 15 часов водитель мостоотряда No 19 П. Шапиро зацементировал первую символическую сваю основания моста через речку Кузьминка" (Санкт-Петербургские ведомости. 1993. 31 июля). "Несколько часов назад в свайное основание берегового устоя моста была заложена памятная закладная доска, помещенная в герметичную капсулу из нержавеющей стали. На закладной доске надпись: "На этом месте начались работы по сооружению первой в России высокоскоростной специализированной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург -- Москва, возводимой в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 13 сентября 1991 года"" (Вечерний Петербург. 1993. 30 июля). Это напомнило восторженные описания начала строительства Братской ГЭС: "25 марта 1963 года. Десять часов утра. Штурм Енисея начался".

Тогда же, 30 июля 1993 г., ввиду особой значимости события, на месте начала стройки был открыт четырехметровый гранитный обелиск по проекту архитектора В. Бухаева.

Поскольку все, что связано с ВСМ, насыщено глубоким символизмом, нельзя не отметить и этот странный на первый взгляд выбор -- именно 18-й километр будущего рельсового пути. Однако объяснение есть. При социализме существовал анекдот: американская ЭВМ на вопрос, когда в СССР будет построен коммунизм, вычислила: через 18 километров. Имелся в виду дежурный лозунг: каждая пятилетка -- это шаг к коммунизму. Остроумные создатели ВСМ сами намекали на то, что строительство ВСМ реально не более чем построение коммунизма.

Одновременно начались работы по облегчению бюджета. 15 июня 1994 г. вышло постановление правительства РФ No 671 "О финансовой поддержке государства в создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург -- Москва", а вскоре появилась сочившаяся оптимизмом статья начальника Октябрьской железной дороги А. Зайцева, обещавшего переезд из Петербурга в Москву за 145 мин. со скоростью 300 км/час (Труды Академии транспорта. СПб., 1994. Вып. 1). Незаметно 50 км/час из обещанных ельцинским указом от 13.09.1991 трехсот пятидесяти километров сбавили.

Субсидии на строительство привлекались в виде облигационного займа, размещенного в России и за рубежом, под гарантии государства, с непосредственным участием высокопоставленных московских чиновников: "Согласиться с предложением Министерства финансов РФ и Министерства экономики РФ о предоставлении Российскому акционерному обществу "Высокоскоростные магистрали" государственных гарантий по выпускаемому этим обществом в 1994 -- 1999 годах облигационному займу (оплата процентов и погашение основной суммы долга)" (Постановление правительства РФ No 671 от 15 июня 1994 г., подписано 1-м заместителем председателя правительства О. Сосковцом).



Первый скандал

Первый скандал разгорелся осенью того же года. 13 октября 1994 г. комитет Государственной думы по экологии обратился к президенту и правительству с предложением отменить строительство из-за того, что ВСМ должна пройти по территории Валдайского национального парка, где берут начало Волга, Днепр, Волхов и Западная Двина, а местные болота регулируют подземные водотоки, разрушение которых (строители предполагали чистить болота, извлекая торф, а затем осушая) способно привести к обмелению и исчезновению названных рек и экологической катастрофе.

6 декабря 1994 г. состоялись парламентские слушания в Думе. Скандал разгорелся нешуточный, вопрос встал ребром: или великая русская река Волга (плюс великая украинская река Днепр) -- или ВСМ. Примечательно, что против ВСМ выступил даже автор газеты "Гудок", учрежденной Министерством путей сообщения (Гудок. 1994. 8 дек.). Это уже было просто смешно.

Несмотря на критику генеральный контракт на проектирование и строительство ВСМ был подписан 8 декабря 1994 г. и.о. гендиректора РАО "ВСМ" Валерием Саввовым, зам. мэра Петербурга Олегом Харченко и президентом французской фирмы "Софрерай" Полем Монсерье. Правда, ввиду скандала, в печати об этом событии не сообщалось, но я нашел фотографию в Центральном архиве кинофотодокументов. К слову сказать, о "Софрерае" никаких упоминаний и потом не было.

Началась многолетняя позиционная война, сюжет которой был тем увлекательнее, что первым генеральным директором РАО "ВСМ" стал А. Большаков, который до этого был вице-мэром у А. Собчака, а впоследствии был назначен первым заместителем председателя правительства РФ, в то время как министром путей сообщения со временем стал А. Зайцев, бывший до того начальником Октябрьской железной дороги (ОЖД -- один из учредителей РАО "ВСМ"). Так они парой и двигались.

Вскоре об экологических угрозах писать перестали, а под сомнением оказалась экономическая целесообразность проекта вообще, и конфликт стал видеться как борьба различных центров власти и финансово-промышленных групп за бюджетные деньги. В газетах стали клеветать на честнейших людей и писать о том, что единственный экономический смысл ВСМ заключен в хищении денег. Об этом писали так часто, что тема просто надоела.



История вэкака

Параллельно развивалась история ВКК на Лиговском проспекте. Концепцию проекта разработали английская фирма "НОК International Ltd" (генеральный проектировщик) и главный архитектор Петербурга Олег Харченко, поручивший себе выгодный заказ. Под ВКК была отведена площадь 4,77 га, общая площадь построенных помещений должна была составить 160 тыс. кв. м, из них железнодорожный терминал -- только 30 тыс. кв. м, зато гостиница -- 25 тыс. кв. м, а офисные помещения -- 70 тыс. кв. м.

Строительство ВКК (то есть рытье котлована) началось 4 декабря 1997 г. Генподрядчиком оказалась британская фирма Taylor Woodrow, а главной в тот момент казалась проблема прокладки по городу оптимальных маршрутов грузовиков, вывозящих грунт. Газеты радостно обещали, что у города появится не только новый вокзально-коммерческий комплекс, но еще и новые "главные часы".

Однако куда интереснее вывоза грунта оказались финансовые аспекты истории ВКК. 14 октября 1997 г. в Лондоне с подачи Минфина было подписано соглашение между Внешэкономбанком и двумя английскими банками о выделении кредита в 200 млн долларов на нужды ВСМ. Причем это соглашение опиралось на распоряжение правительства РФ No 1016-р от 27.06.1996, подписанное В. Черномырдиным. Одновременно было заключено соглашение между Минфином и правительством Петербурга о предоставлении контргарантий возврата кредита за счет средств бюджета Петербурга, причем с такой инициативой выступило правительство Петербурга еще при А. Собчаке, направив в апреле 1996 г. соответствующее письмо в Минфин.

Прошло четыре года, и из доклада Счетной палаты РФ, подготовленного в конце 2001 года, мы узнали, что за один лишь котлован было заплачено 76,3 млн долларов, а 200 млн долларов того самого британского кредита (срок 10 лет, под 7,3% годовых) были привлечены вообще без экономических обоснований...



Договор поручительства

Но это все в будущем. А в 1997 году 14 октября в Лондоне скрепляется подписями соглашение, и спустя неделю губернатор Петербурга В. Яковлев подписывает городской договор поручительства по инвестиционному кредиту Великобритании, привлекаемому для строительства ВКК. В Законодательное собрание СПб этот договор поручительства внесен только 29 ноября 1997 г., его долго рассматривают, в результате появилось постановление от 29.04.1998 "О рабочей группе по подготовке проекта договора поручительства ...", которым поручается подготовить проект договора поручительства до 15 мая 1998 г. На заседании 27 мая 1998 года был принят за основу проект постановления об утверждении договора, но против выступили контрольно-счетная палата СПб и первый вице-губернатор Игорь Артемьев, и в итоге на заседаниях в июне 1998-го проект прокатили, и в силу он не вступил. А 1 июля 1998 года депутаты ушли на каникулы. Законодательное собрание так и не утвердило договор поручительства. Как выяснилось много позже, Законодательное собрание тем самым спасло В. Яковлева, чего он тогда не понял. Тогда он клялся, что ВКК -- необходимый городу и окупаемый проект.

И пока Законодательное собрание СПб рассматривало договор поручительства, не желая утверждать эту аферу, Яковлев официальными письмами от 02.03.1998 и от 17.03.1998 все время подтверждал Минфину взятые на себя обязательства, гарантировал, что договор поручительства будет снова внесен в Законодательное собрание и "просил принять меры по продолжению реализации проекта в счет кредита Великобритании". Министерству финансов, в котором кредитом занимался заместитель министра М. Касьянов, с самого начала не могла не быть понятной незаконность операции: без утверждения Законодательным собранием СПб договор поручительства за возврат кредита недействителен. Несмотря на это договор поручительства от имени Минфина был подписан, а кредит оформлен и получен.

Однако 1 июля 1998 г., сразу после получения кредита, указом президента РФ No 756 его же указ No 120 от 13 сентября 1991 г. был неожиданно признан утратившим силу, и РАО "ВСМ" в экстренном порядке существовать переставало. Это и понятно: свою главную функцию ВСМ успешно выполнила. Тем самым 200 млн британского кредита исчезали безвозвратно и бесследно, а долг, поручителем которого выступил Минфин, повисал на государстве.



После смерти

После августовского дефолта 1998 года о ВСМ, казалось, и вовсе забыли, равно как и об исчезнувшем кредите. В конце 2001 года Минфин погасил долги ВСМ по облигационному займу, после чего появилось постановление правительства No 912 (от 29.12.2001) "О передаче в федеральную собственность не завершенного строительством транспортно-коммерческого центра в г. Санкт-Петербурге". Этим документом объявлялось, что в целях взыскания с РАО "ВСМ" средств федерального бюджета, израсходованных на исполнение государственных гарантий, недостроенный транспортно-коммерческий центр передается в федеральную собственность. В числе других повисших гострат были названы и средства "по возврату инвестиционного кредита Великобритании".

В апреле 2002 г. генеральной прокуратурой в отношении руководителей РАО "ВСМ" (кого персонально, неизвестно) было возбуждено уголовное дело по ст. 176 УК РФ, но о результатах расследования сведений так и не поступило. А. Большаков, стоявший у истоков, вообще не упоминался.

Зато в марте 2003 г. Министерство финансов потребовало с Петербурга 2 млрд 611 млн 605 тыс. 393 руб. 85 коп., отказавшись утвердить бюджет города за 2002 г. и считая британский кредит долгом города, хотя городской договор поручительства в свое время так и не был утвержден Законодательным собранием, а М. Касьянов от имени Минфина подписал заведомо незаконный договор поручительства. Таким способом тогда пытались бороться с губернатором В. Яковлевым. Но из этой затеи, кроме испуга, ничего не вышло -- Яковлев все равно оставил должность досрочно, в июне 2003-го.

Кстати, в том же марте 2003 г. МПС было вынуждено признать (фоном признания явилось упомянутое уголовное дело), что поезд "Сокол", предписанный указом от 13.09.1991 и рассчитанный на движение между столицами со скоростью 350 км/час, не получился. И потому надо начинать все сначала. ВСМ в качестве отсоса средств из бюджета продолжала работать и после своей смерти.



Вечно живое

Зато дальнейшая история ВСМ скучна и лишена интриги. Весь сюжет сводится к многолетнему поиску инвестора, который согласится получить пятно застройки вместе с долгами по британскому кредиту. Мои коллеги по журналу регулярно оповещают об инвестиционных планах (см. "Город", 2003, No 25; 2006, No 4), но все меняется. По данным за март -- апрель 2006 г. самым последним владельцем ямы, долгов и пятна застройки на Лиговском проспекте стало ОАО "Казкоммерцбанк", за которым стоит казахский миллионер Нуржан Субханбердин. Зачем ему вся эта головная боль, он, наверное, и сам объяснить не сможет. Возможно, престижно иметь в Петербурге торгово-развлекательный комплекс... Надолго ли владельцем ямы стал г-н Субханбердин, неизвестно, но будет жалко, если столь емкий по культурно-историческим смыслам котлован в центре города, симбиоз стройки и могилы, напоминающий о грандиозной афере 1990-х, перестанет существовать.

К слову, злоупотребления посредством строительства железных дорог -- добрая российская традиция. Жил в Петербурге в свое время Константин Аполлонович Скальковский (1843 -- 1906). Горный инженер, театрал, заядлый балетоман, он был большим ценителем женской красоты и не менее большим знатоком кокоток. В интереснейших мемуарах Скальковский с огромным знанием дела, выдавшим собственную причастность, описал так называемую "концессионную горячку" 1870-х годов: "Мало, однако, было сочинить концессию, надобно было ее провести, и эта операция, производившаяся в нескольких канцеляриях и департаментах, вызывала невероятное взяточничество. Один начальник отделения нажил в три года 21/2 миллиона рублей". А столоначальник В., из русских немцев, тоже поднявшийся на железнодорожном строительстве, на одних кокоток тратил в год по 100 000 руб. и к тому же имел альбом порнографических рисунков знаменитых художников.

Так что у ВСМ глубокие корни в русской экономической культуре, чем она нам и дорога.

12 Сентября 2006 Источник: "Город", № 32, 11.09.2006

Обсуждение
М.Золотоносов / 03 Мая 2008
Подписавшемуся "Инженер" на сообщение от 20.09.2006: Понюхал старик Ромуальдыч портянку свою и аж заколдобился...
Инженер / 20 Сентября 2006
Ну, Золотоносов -известный кадр!! Иногда такое загнет, что аж колдобит!!! Критик, типа...
Randy / 19 Сентября 2006
Ай, Золотоносов жжот!!! "там, где раньше тигры срали".... Учись, Невастройка, как писать :))) Особенно понравились водитель мостоотряда Шапиро и архитектор Бухаев :))
Erique / 18 Сентября 2006
Котлованус! Браво, очень смешно придумано :)
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

зачем Петербургу небоскреб, а судьям сауна  

Главный принцип архитектурно-строительная практики в Петербурге: желание начальства - закон. Самый характерный пример - 300-метровая башня "Газпром-сити". Ибо в истории с ней непреклонность - то единственное свойство, которое начальство обнаружило.

28 Сентября 2006

Стою я как-то посреди Невского, в очередной раз, не успев перебежать его на зеленого человечка – очень быстро краснеет. Делать нечего – любуюсь рекламами, в которые заботливо обернут угловой дом, что на улице Восстания. Можно и так, вместо ремонта, – заодно скучающие на перекрестке граждане образуются на предмет мобильника и снимут шляпу, у кого имеется, перед пивом.

25 Сентября 2006

В отличие от граждан, испытывающих «космические» стрессы, когда из-за ажиотажного спроса желанные квартиры просто ускользают из рук, покупатели элитной недвижимости вроде бы могут быть спокойны. Как оказалось, у богатых свои проблемы: предложение крайне скудно, а цены не оправдывают ожиданий. О типичных заблуждениях насчет элитной петербургской недвижимости рассказывает директор департамента «Продажи квартир V.I.P.» агентства «Бекар» Леонид Рысев.

20 Сентября 2006

Газпром продолжает подготовку к конкурсу на проект 300-метрового небоскреба. В обстановке полусекретности нескольким участникам грядущего состязания (известно, что приезжали г-н Нувель и Пьер де Мерон) показывали территорию «Петрозавода» – в том числе с катера и с вертолета.

11 Сентября 2006

Когда-то давно, 230 лет назад, выросли на улицах Рузовской, Звенигородской и Загородной (тогда еще не проспекте) солдатские казармы Лейб-гвардии Семеновского полка. Охватывали они огромное П-образное пространство и были украшением бывшего предместья столицы. Был, как полагается, и плац, и госпиталь, и собор был, назывался Введенским. А еще был Введенский канал, соединяющий Обводный и Фонтанку…

В разное время канал засыпали, собор взорвали, госпиталь сильно пострадал во время В.О.В.

08 Сентября 2006

Безопасность и надежность расчетов – один из важнейших вопросов при проведении сделок с недвижимостью. Существуют различные схемы расчетов, но абсолютно надежной – нет. Поэтому мы решили поговорить о наиболее распространенных и надежных способах оплаты при покупке квадратных метров. О способах денежных расчетов в сделках с недвижимостью рассказывают риелторы Центрального агентства недвижимости.

28 Августа 2006
Все статьи1274