руб

Александр Викторов: «Петербургу нужна градостроительная дисциплина!»

На вопрос «Насколько зависимы градостроители Петербурга от фактора «очевидной экономической эффективности» тех или иных разработок?» председатель городского комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов отвечает прямо: «В достаточно большой степени». Отсюда дилемма: как сделать Санкт-Петербург не только краше, но и не испортить того, что уже есть? Современные здания из стекла и бетона в исторической части города (как, например, торговый центр на Сенной) не добавляют Питеру красоты, не говоря уже про обезличенные городские окраины.  И громкие городские проекты порой больше пугают, чем обнадеживают горожан. Что думает по этому поводу главный архитектор Петербурга, поведал он сам в интервью «Невастройке».


- Александр Павлович, что можете сделать вы, как главный архитектор города, для возрождения ансамблевой архитектурной застройки хотя бы в зонах нового строительства? Например, Поклонная гора у метро «Озерки» – место, практически созданное для полноценной ансамблевой застройки, которое могло быть своеобразной градостроительной доминантой, обезличено домами различной архитектуры и сомнительной выразительности. Вместо ансамбля на знаковом месте построены гипермаркет и «Макдональдс».


- Тяжелый случай… Рынок вносит свои коррективы. Раньше вся ансамблевость строилась на жесткой дисциплине. Карл Иванович запроектировал ансамбль улицы Зодчего Росси, но не успел завершить работу, поэтому ансамбль сломался на доме № 11 по площади Островского. Дальше пошли более поздние постройки – модерн, 60-е годы нашего века. Конечно, это уже не полный ансамбль.


Сегодня все гораздо сложнее. Трудно угадать развитие и потребность застройки конкретных участков. Мы можем создать в какой-то въездной зоне объемный архитектурный ансамбль, а потом упорно искать, чем его  заполнить. Будут приходить разные инвесторы, предъявлять разные требования… Значит, в знаковых местах следует вести такую политику – разработан проект застройки, и тот, кто вписывается в его требования, тот и будет здесь работать. Что сейчас делается для этого? Мы заставляем, даже в какой-то степени насильно, застройщиков, купивших или получивших права на застройку отдельных участков в квартале, делать единый проект застройки, как, например, на Выборгском шоссе.


- Каким образом проявляется это «насилие» в отношении застройщиков?


- Необходима жесткая градостроительная дисциплина. Сложно отслеживать, когда сегодня на объекте один инвестор, а послезавтра уже другой. Недавно мы разговаривали с инвестором въездного участка в южном направлении, где изначально предполагалось строительство крупного объекта. Но денег у инвестора оказалось мало. Поэтому договорились так – они делают объект, закладывая туда конструктивные возможности по усилению конструкции для того, чтобы в будущем была возможность его надстроить. Мы вынуждены считаться  с такими вещами. Да, я могу сказать: «Нет денег? Идите - ищите!». Но есть уже постановление правительства, и участок юридически закреплен за определенным инвестором. Хотя в идеале хотелось бы выполнения градостроительной дисциплины в полном объеме.


Можно держать важный участок, пока не придет серьезный инвестор. Но не всегда это получается. Нас справедливо обвинят в том, что мы не удовлетворяем потребности в участках, не даем построить нужный объект для горожан. Поэтому ансамбль, конечно, вещь хорошая, но она требует понимания ситуация.  


- У вас поменялось отношение к проекту «Балтийской жемчужины» после того, как вы побывали в Шанхае?


- «Балтийская жемчужина» еще не имеет проекта застройки. Есть проект планировки, который делался в этих стенах, поэтому отношение к нему у меня никак не могло поменяться. Следующий этап – проект застройки. Если на этом этапе все будет правильно прорисовано - получится ансамбль. И останется только четко реализовать проект.


- С чем, по-вашему, связано негативное отношение общественности к «Балтийской жемчужине»?


- Негативного отношения уже нет, оно закончилось. Инициировал всю эту бузу спортивный клуб «Балтиец» - основной зачинщик протестов, но мы нашли компромиссное решение: новое место для размещения клуба предусмотрено. Вот с их подачи народ испугался появления в Петербурге чайн-тауна. Говорить о том, что «Балтийская жемчужина» будет заселена китайскими гражданами, смешно. Шанхайская инвестиционная компания не повезет из Китая железобетон, значит - будут загружены наши заводы. Привлекать к строительству будут наши компании и наших строителей. Хотя для освоения такого объема (миллион с лишним квадратных метров), возможно, будут привлечены и китайские строители.


- Народ пугает не сама застройка, а последствия, которые она может вызвать, ведь по договору аренды территория переходит к китайцам на 49 лет.  


- Как у любого инвестора. Но ведь есть и условия. Социальные объекты и улично-дорожная сеть будут переданы городу.


- На протяжении всей истории города особое внимание уделялось основным въездам в город. В 19 веке были построены триумфальные арки на Московском проспекте и проспекте Стачек, в советское время были сформированы «южные ворота» города на площади Победы. Как планируется оформить въезд в город с 5-ти федеральных автомобильных дорог?


- Тема серьезная. Формировать въезд нужно обязательно. Но проблема велика, ведь въезд в город - это все-таки окраина. А мы хотим заложить там мощную архитектуру, на что инвесторы вполне могут сказать: «Нам бы хотелось местечко в центре города – где-нибудь в районе Дворцовой площади, да побольше». В то же время может прийти команда инвесторов с каким-то складским комплексом. Но я могу сказать, что здесь встречается понимание со стороны заказчиков. Например, на въезде с Московской трассы собираются строить комплекс с гостиницами и с административными зданиями.


- На Комендантской площади формируется ансамбль из монолитно-кирпичных домов. Но к границе площади примыкают только что построенные панельные дома, а в центре начато строительство 25-тиэтажной стеклянной башни. Смесь кирпича, панелей и стекла явно не сделает площадь красивой.


- Давайте так - мы говорим либо об ансамбле, либо о смеси. Смеси возможны разные, это дела вкуса. Кому-то нравится больше стекла, кому-то меньше. Ансамбль - это прежде всего стилистически единая градостроительная зона. Вот улица Зодчего Росси ансамбль? Ансамбль.


- Самой красивой в Европе считается…


- Почему считается? Она таковой и является. Но есть ощущение, что она какая-то суховатая, да?


- Ну это дело вкуса!


- А вот когда американцы, снимавшие на ней «Анну Каренину», нагнали  лошадей и карет, улица вдруг стала другой. Это сейчас она заставлена автомобилями, а проектировалась она совсем под другой масштаб.  


- Какие самые удачные градостроительные решения, на ваш взгляд,  воплощены в последнее время?


- Мне трудно ответить на этот вопрос. Экономика 90-х  годов была в таком состоянии, что было не до ансамблей и, порой, не до градостроительства.


- Тогда поговорим о будущем. Суперпроекты – футбольный стадион на Крестовском острове, морской пассажирский терминал на Васильевском острове, «Балтийская жемчужина» - должны стать тем самым «идеальным решением» Петербурга?


- Я надеюсь на это. Хотя и здесь проблем достаточно. По Морскому фасаду сейчас идет согласование ТЭО. Этот проект состоит не нескольких частей (будут построены причалы для паромов, круизных лайнеров, планируется создать общественно-деловую инфраструктуру и зоны жилого строительства), и сроки его реализации связаны в первую очередь с техническими возможностями, связанными со строительством причальной стенки и насыпными территориями.


- В какой стадии сейчас находится разработка Генплана?


- До 15 июня он должен быть представлен на правительстве, затем он попадет к депутатам ЗакCобрания. С 1 января мы должны жить по новому документу. Но генплан – это не проект застройки квартала, это укрупненная стратегия развития города.


Проект застройки – это следующий этап. Оптимальный вариант, когда в квартал приходит один заказчик - тогда за ансамблевость можно быть спокойным. А вот когда заказчиков много, приходится работать с ними, мирить их меж собой. Вот у нас интересная ситуация на Дальневосточном проспекте сложилась. Квартал 9-а по улице Коллонтай был продан под жилье, и все дома повернули лицом к проспекту. И торговые центры, размещенные впереди, естественно, тоже встали лицом к Дальневосточному. Вот сейчас решаем проблему, как сформировать улицу между двумя линиями, смотрящими в одну сторону. Так что, одно дело – определить в генплане функциональную задачу территории, и совсем  другое – сформировать объемное решение этого пространства.


Каждый дом должен быть сделан для определенного места. Если его можно перенести, значит, это уже типовой проект. А у нас в городе все-таки должны преобладать проекты индивидуальные, авторские, эксклюзивные.


- Но мы пока видим обратное. Что или кто даст гарантию того, что в будущем подобного не произойдет?


- Заказчики разрозненны, каждый хватает по кусочку. Основная задача нашего Комитета – контролировать процесс и направлять его в нужное русло. Генплан – это одна гарантия, проект застройки – другая. В свое время при выезде на Выборгское шоссе проектировалось серьезное высотное здание, а заказчики собрались строить магазин, который по определению не может быть высотой в 25 этажей! Значит, надо четко формулировать задачу: нельзя отдавать участок под застройку, которая не сформирует градостроительную среду.


- Александр Павлович, почему всего этого не было раньше? Как мы жили-то без градостроительной дисциплины?


- В сумбурную эпоху мы вообще много без чего жили. А, между прочим, петербургской градостроительной дисциплине приезжали когда-то учиться французские градостроители перед тем, как начать реконструкцию города Парижа. Так что, поживем – увидим.


- Расскажите, где в ближайшие 10 лет будет вестись основное жилищное строительство?


- К основным зонам нового многоквартирного относятся следующие территории: Северная долина, жилой район «Конная Лахта», Северо-Приморский район севернее железной дороги, район Каменки, Новое Колпино, жилой район «Ручьи», Юго-Западная Приморская часть, южная планировочная зона Пушкина. Новое строительство размещается также на рекультивируемых территориях бывших золоотвалов и свалок севернее  улицы Коллонтай и в районе улицы Блюхера. Локальные площадки малоэтажного строительства резервируются в Курортном районе, в Петродворце, Ломоносове и в Колпинском административном районе. Генеральный план предусматривает значительное освоение территорий под малоэтажное строительство, которое, в основном, развернется на следующих основных площадках: район Горская – Александровская, Пушкинская восточная зона, Пулковская – Александровская, восточная Павловская зона.  


- В дореволюционное время подавляющее большинство домов в историческом центре имело различные «украшательства» – часы, светильники, скамьи, фонтаны, изгороди и прочее.  Считаете ли вы нужным возрождать эти малые архитектурные формы?


- Мы это делаем. Существуют соответствующие программы: и по скамейкам, и по урнам. На улице Блохина в рамках программы по безопасности навесили чугунные ворота во все дворы. Многие люди сами, в частном порядке, инициируют подобные вещи. Если человек радеет за интересы города, и у него к тому же есть деньги, почему бы ему ни заняться подобным благоустройством?


- Скоро начнется возведение 2-ой сцены Мариинского театра. Как вы считаете, стоит ли городу в ближайшие лет пять начать строительство станции метро «Театральная», которая не только будет обслуживать посетителей театра, но и разгрузит метро «Сенная площадь»?


- Я согласен, но все упирается в финансирование. При первой же возможности новая станция будет включена в проект.


Беседовала Ирина Молчанова

26 Мая 2005

Обсуждение
Алексей / 13 Июня 2005
Юнтоловский заказник на краю гибели http://untolovo2005.narod.ru
Алексей / 31 Мая 2005
Подписавшемуся Горожанин: А по мне так все понятно, просто надо читать внимательно. Заказчики каждый хватает по кусочку, а Викторов процесс контролирует и направляет в нужное русло - то есть им в хавало. Уже и кусочков почти не осталось, а он находит и на ложечке подает. Хочешь Михайловский сад - жри на здоровье, хочешь последний сквер уплотнить - пожалуйста. И до Юнтолово доберется, недолго ждать.
Горожанин / 31 Мая 2005
Этот чудак нарочно всех попутать хочет своей градостроительной дисциплиной? Двух слов связать не может, а туда же.
Иван Иваныч / 31 Мая 2005
Косноязычие + лицемерие + продажность = главный архитектор СПб Викторов
Анна / 31 Мая 2005
"Тяжелый случай… Рынок вносит свои коррективы. Раньше вся ансамблевость строилась на жесткой дисциплине... Поэтому ансамбль, конечно, вещь хорошая, но она требует понимания ситуация". - - Господи помилуй, и это главный архитектор Санкт-Петербурга так излагает? Да что это за, с позволения сказать, звукоблевость? Позорище... Чубайс от градостроительства - но никак не Цицерон!
/ 30 Мая 2005
Такой главный архитектор Питеру не нужен. Достаточно просто выглянуть из любого окна в новостройках, пойти в поликлинику, или попробовать устроить ребенка в садик\школу. Все эти уплотнительные застройки, раздача лицензий без строительства инфраструктуры, несовместимость стилей просто режут глаза. Глядя на таких горе чиновников жалеешь что сейчас не 37 год.
Наблюдатель с Альфы / 30 Мая 2005
Да, сей сверхмеркантильный чатлан совсем пацакам на голову сел, и куда смотрит госпожа ПэЖэ
/ 28 Мая 2005
ПОхож на Чубайса...
/ 27 Мая 2005
Нужны и законы и грамотный архитектор,как застроена Варшавская ул.уплотнительной застройкой-это просто кошмар,все дома разные.Последний зеленый кусок в начале Варшавской (около 80 деревьев и кустов) будет застраивать Лентрансгаз десятиэтажным домом.Места для стоянки автомобилей нет,вс будет стоять на газонах.Когда кончится это безобразие с уплотнительной застройкой.Позор городским властям.
дилетант / 27 Мая 2005
У города нет главного архитектора! Как хочу, где хочу так и строю-вот результат работы нынешних градостроителей. Строят не для города, не для горожан, не для своих детей и внуков - ни для кого- только бы урвать кусок побольше да пожирней. Родные крыши города уродуют разными надстройками. Сенная площадь - слов нет! Не законы нужны, а любящий свой город, грамотный архитектор.
/ 26 Мая 2005
Подписавшемуся "Corvinvs" на сообщение от 26.05.2005 17:28: Как это? Его пока трогать не собираются.
Corvinvs / 26 Мая 2005
Ну что, конец Юнтоловскому заказнику? Мда, и так зелёных зон не осталось почти в городе, так и оставшиеся сносятся. Удельный парк, Юнтолово, кто следующий?
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие статьи

Сценарий Первой мебельной фабрики, благополучно на прошлой неделе съехавшей с Петроградской стороны на «Парнас», неосуществим для подавляющего большинства промышленных предприятий Петербурга, считают эксперты.

31 Мая 2005

По прогнозам застройщиков, теперь им удастся возвести только 20-30% домов за счет привлечения средств физических лиц. Участники рынка прогнозируют повышение стоимости нового жилья примерно на 30% в течение года.

30 Мая 2005

Каковы дальнейшие перспективы действия закона о долевом строительстве, насколько могут сократиться объемы строящегося жилья, поднимутся ли цены на квартиры до конца года – такие вопросы обсудили участники круглого стола, который провела «Невастройка».

24 Мая 2005

Как будет выглядеть новое здание Мариинки, кто и как его будет создавать, знают немногие. В гостях у «Невастройки» – один из «посвященных» – Алексей Шашкин, гендиректор ЗАО «НПО Геореконструкция-Фундаментпроект», основного российского партнера Доминика Перро.

24 Мая 2005
Все статьи1263