руб

Сносить нельзя реконструировать?

В последних числах ушедшего 2005 года руководитель петербургского Спорткомитета Вячеслав Чазов поведал общественности, что уже в марте этого года начнется демонтаж «устаревшего стадиона Кирова». Тендер на эту работу выиграл «ЛенНИИпроект», и в ближайшее время его специалисты сообщат, каким образом будет вестись этот самый демонтаж. (В частности, одним из вариантов предусматривается уничтожение автотрассы «Невское кольцо», чего Спорткомитету очень бы не хотелось.) А уже во втором квартале 2007 года непосредственно начнется строительство новой футбольной арены для ФК «Зенит». «Я на миллион процентов уверен, что в 2009 году «Зенит» уже будет играть на новом стадионе. Но, возможно, удастся успеть и к 2008-му», - оптимистично заявил Чазов.


Парадоксально, но факт: автомобильную трассу, петляющую вокруг стадиона, спортивным чиновникам жаль, а вот сам стадион – нет. Конечно, если бремя возведения нового стадиона город может переложить на плечи стороннего инвестора, то это выгодно для города. Но вопрос в данном случае в другом: всегда ли его цена (цена вопроса) измеряется в рублях и условных единицах? Можно ли, к примеру, подсчитать финансовый эквивалент такой тонкой материи, как «человеческая память»? Кстати, именно на эту педаль активно нажимают противники сноса стадиона, объясняя свою позицию тем, что для многих горожан стадион имени Кирова в нынешнем его виде является местом, неразрывно связанным как с историей Ленинграда в целом, так и с маленькими семейными историйками и воспоминаниями в частности.


Начало стадиону было положено в 1932 году. По результатам заседания комиссии Верховного Совета по делам физкультуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР, проходившего в Ленинграде, было принято решение разместить на Крестовском острове гигантский физкультурный комбинат всесоюзного масштаба. Проектирование комбината поручили специальной архитектурной мастерской спортивных сооружений при Ленсовете, которую в ту пору возглавлял Александр Сергеевич Никольский – мастер с богатой творческой биографией, стоявший у истоков советской архитектуры. Так Крестовский остров стал полигоном для экспериментального проектирования – в программе физкультурного парка и «стадиона-гиганта» нашло место все связанное со спортом и активным отдыхом горожан. Работая над этим проектом, Никольский настолько глубоко проник в проблемы спортивных состязаний, массовых действий и праздников, что своими работами и методологией проектирования подобных сооружений фактически вывел советскую архитектуру на ведущее в мире место.


Проектные и строительные работы на Крестовском острове продолжались в период с 1932 по 1950 год. За этот срок Никольский с помощниками разработали и подготовили такой колоссальный по объему и качеству материал, что до сих пор у исследователей нет возможности ознакомиться с ним в полном масштабе. Кстати, сегодня лишь узкому кругу специалистов известно, что по замыслу разработчиков проекта Крестовский остров должен был вместить в себя уникальную систему «города будущего» - эдакого социалистического рая, в котором царят красота, здоровье, мудрость и сила. Парк задумывался как отдельный утопический мир – светлый и чистый, мифологическим идеям которого соответствовали и сказочные сооружения водного стадиона и шахматного замка, и насыпные острова в форме пятиконечной звезды, и еще очень многое другое. Люди старшего поколения, равно как их дети и внуки, даже не догадываются, что в силу разных причин в свое время наш Ленинград - Петербург лишился не имевшего аналогов в мире спортивно-развлекательного «острова-комплекса», предвосхитившего американский «Диснейленд». И мало того, что предвосхитившего, так еще и в несколько раз превосходившего его в плане насыщения сооружениями, функционально предназначавшимися для реализации масштабных планов по оздоровлению и просвещению ленинградцев и гостей города.


Увы, но «план Никольского» не был выполнен даже и на десятую часть, хотя сам автор до самой смерти с надеждой смотрел в будущее. В частности, он видел, что над холмом стадиона вознесется та самая галерея из ажурного металла, которой восхищался великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, присутствовавший на Первом съезде советских архитекторов в 1939 году. Никольский верил, что появится в парке и диспетчерская башня, расположенная по оси главной аллеи, которая по смелому замыслу архитектора должна была стать вертикальным акцентом всего архитектурного ансамбля острова. Но отложенные на вторую очередь объекты так и не были построены, явно обеднив художественный облик сооружения и лишив его необходимого технического оснащения.


Сначала помешала война. А затем вместо спортивно-развлекательного парка городскими властями было принято решение разбить на этом месте мемориальный Парк Победы, что окончательно смешало изначальные понятия. Действительно, если это парк скорби и памяти, то к чему в нем прочие, тем более развлекательные, сооружения? Словом, огромная работа коллектива архитекторов в большей части осталась невостребованной. В том числе и план развития территории острова, в соответствии с которым восточная его часть постепенно превращалась в парковую зону, а акватория Финского залива на западе должна была осваиваться посредством создания искусственных архипелагов.


В результате центром и наивысшей точкой соединения архитектуры и паркового ландшафта стал стадион имени Кирова, торжественное открытие которого состоялось 30 июня 1950 года. Кстати, первоначально стадион планировалось разместить не на стрелке, а на северном берегу острова (сейчас это место находится приблизительно между набережной Мартынова и Кемской улицей). Но архитектор Никольский настоял на переносе места строительства для создания главного акцента паркового ансамбля именно на стрелке. Этот участок был непригодным для строительства, и тогда в мастерской Никольского разработали уникальную систему осушения затопляемого участка, с подъемом уровня на два метра. Только для создания нулевого уровня потребовался один миллион кубических метров грунта. Еще два миллиона ушли на создание холма, который возвышается на шестнадцать метров относительно уровня моря.


И сегодня специалисты признают, что Никольскому удалось создать грандиозное спортивное сооружение «негородского типа» - расположенный в парке стадион органично соединяет разные виды пространств. Не допуская традиционной для стадионов стены трибун, архитектор оформил все сооружение в виде огромного холма, внутренние склоны которого образуют искусственный амфитеатр, а внешние представлены в виде террас, чередующихся с отлогими откосами. Функционально стадион соответствовал самым высоким требованиям проведения спортивных мероприятий, а футбольное поле размерами 105 на 70 метров полностью отвечало установленным мировым стандартам.


За пятьдесят пять лет своего существования стадион пережил две реконструкции: к Олимпиаде 1980 года и к Играм Доброй Воли 1994-го. Уж как там готовили спортивную аренду к международным состязаниям, окрещенным петербуржцами «играми доброго Толи», нам неведомо. Вот только к концу девяностых выяснилось, что этого недостаточно, а посему был проведен очередной архитектурный конкурс проектов реконструкции стадиона. Победителей определили и наградили. Казалось бы, теперь ничего не мешало: лопату в руки – и вперед! Но на неведомых чашах весов все равно продолжалось взвешивание всех «за» и всех «против», и постепенно стало формироваться мнение о том, что стадиону уже вообще ничего не поможет и что логичней строить новый, нежели латать старый. Такое мнение исходило прежде всего от руководства стадиона. То есть от людей, хорошо знающих состояние сооружения, но все-таки в основной массе своей это были спортивные функционеры, а не строители.


Ну а затем в игру вступили инвесторы застройки нового стадиона на месте «Кировского» и некоторые чиновники, выступающие от имени болельщиков футбольного клуба «Зенит». Последние принялись активно убеждать остальных «неболельщиков» в том, что новый стадион – это счастье для города. Параллельно на телеэкранах принялись крутить картинку, наглядно иллюстрирующую план возможных действий: снос старого сооружения и постройка на его месте спортивной арены по образу и подобию стадиона в английском Манчестере.


Но петербургская общественность, вернее, та ее часть, которая не привыкла так вот запросто расставаться с памятниками архитектуры федерального значения, пыталась протестовать. И сокрушающихся оказалось достаточно много. «Имейте совесть!» - вот самое распространенное высказывание по поводу сноса стадиона.


Если для питерского «Зенита» пресловутая цена вопроса лишь в том, что он никак не может стать чемпионом исключительно по причине отсутствия у него специального стадиона (помните, как у Печкина: «Это я почему такой вредный был? Велосипеда у меня не было!»?), то, может, тогда и «ну его на фиг», это самое чемпионство? Уверяем вас, что многие петербуржцы эту трагедию как-нибудь переживут.


А энергию бульдозеристов, у которых уже так и чешутся руки в предвкушении команды: «Мотор! Вперед! На стены!», можно направить и в более мирное русло.


Подготовили

Дмитрий Козлов,

Игорь Шушарин



Печатается с сокращениями. Полный текст статьи можно будет прочитать в газете "Ваш Тайный советник" в понедельник, 16 января.

13 Января 2006

Обсуждение
ЭХ! / 30 Января 2006
а еще обидно, что такое любимое место будет периодически захламляться толпами тупых подростков , методически сносящих на своем пути все живое...лишний раз туда суваться не захочется... а так приятно было покататься на роликах по дорожкам стадиона, вид оттуда красивый, и атмосфера такая умиротворенная...
skelA / 24 Января 2006
Подписавшемуся "Nick" на сообщение от 20.01.2006 01:51: Чем старый стадион потерял функциональность? Поле провалилось? Трибуны рассыпаются? Мачты освещения упали? Просто кому-то выгодно распространять такую информацию. Не используется - правильно, нарочно не используется, чтобы потом можно было сказать, что он никому не нужен. Полная аналогия с демонтажем трамвайных линий. А насчет "бутика" - ну не верю я "Газпрому". Обманут. Кроме того, всякой комерческой недвижимости вокруг стадиона понатыкать хотят - в проектах проскакивает.
Томчик / 21 Января 2006
Не вижу никаких парадоксов, в Роcсии постепенно все "по образу и подобию"..и всему виной могучий и вездесущий синдикат по выкачиванию денег! Кошмар!!! Остается лишь надеяться на инвестиции которые дадут возможность построить стадион международого класса с помощью которого появилась бы возможность стадиону зарабатывать деньги и вкладывать их не только в печальных "Зенитовцев", но активно использовать для нужд города в культурной программе, к примеру реставрации памятников искусства города-ГГГероя!!!:)
Nick / 20 Января 2006
18.01.2006 // skelA Возьмем пример: если эти 50 тысяч в основном молодняка раздосадованного проигрышем пройдутся по городу рядом с домами жилыми то во-первых их сложно будет контролировать а значит во-вторых они все порушат. А так отцепил остров и все ок. Поетому Блюхера не пойдет. Никак. Еще лет десять надо было бы общественные слушания проводить Вторая часть!!!!!!!!!!! Вместо ст им Кирва никто не собирается строить БУТИК. Хватит гнуть в эту сторону. Будет тоже футбольный стадион!!!!!!!!!! Так как старый потерял свою функциональность и НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ. Попробуйте в таком ключе подумать. Старый стадион не выполняющий свои прямые функции --> Новый стадион Мирового класса! А не Зимний ДВОРЕЦ --> Бутик Пример абсолютно неудачный!
Хрусталев Денис / 18 Января 2006
Поздняк метаться - уже сносят. Сегодня начали. Запишите дату.
skelA / 18 Января 2006
Подписавшемуся "Nick" на сообщение от 17.01.2006 02:55: А что адекватного и конструктивного в сносе памятника архитектуры с уникальным инженерно-конструкционным решением? Почему нельзя построить стадион на том же Блюхера? Или встроить новый стадион в имеющуюся чашу? Я ж не предлагаю просто снести Зимний или Исаакий. Потом построим там мега-бутик (судя по всему, такая судьба ждёт место бывшего ДК I-5-летки). И вообще - какое отношение стадион Кирова имеет к конструктивизму? Тот умер ещё в середине 1930-х.
tu2-тра-ля-ля / 17 Января 2006
Подписавшемуся "Кстати" на сообщение от 17.01.2006 13:44: Трамвай пустить по периметру, и все утрамбуется
Кстати / 17 Января 2006
Подписавшемуся "tu2-167" на сообщение от 16.01.2006 13:20: Вы правы - этот стадион уже не просто памятник архитектуры, но и памятник весьма дерзкому инженерному решению - а именно, намывное сооружение. Жаль. Очень жаль! Питер последовательно лишается целой серии своих замечательных, но вдруг "устаревших" сооружений. Но замечу и то, в чем вы не правы. Смотреть футбол на Кировском было КРАЙНЕ НЕУДОБНО. Именно из-за своей "намывности" его чашу пришлось сделать очень пологой. В результате игроки кажутся на поле маленькими, а игра - статичной. Так что одно крышей там не обойтись.
Nick / 17 Января 2006
Да еще ст Крыльев Советов и Анжи но это уже не в счет(ибо на грани)
Nick / 17 Января 2006
Кстати про реконструкцию Петровского можно и не вспоминать до постройки нового стадиона(или реконструкции какого-либо кроме Петровского). Играть Зениту будет негде. Кстати для справки. На ВСЮ РОССИЮ всего ОДИН стадион на котром можно проводить матчи Лиги Чемпионов(Локомотив). И пару-тройку на которых можно проводить КУЕФА(Петровский Локомотив и помойму Динамо).
Nick / 17 Января 2006
to 16.01.2006 // Бессоница Человек, кстати, не передергивал, он задавался вопросом - а поечему, собственно, нельзя попробовать реконструировать? И где вы здесь нашли какое -либо конструктивное предложение. Помойму именно неадекватное предложение. 15.01.2006 // skelA Подписавшемуся "Aleks" на сообщение от 15.01.2006 10:30: Барокко давно умерло и слава богу. Долой Зимний Дворец! Ампир давно умер и слава богу. Главный штаб - под снос! Псевдо русский стиль давно на свалке истории. "Спас-на-Крови" - на кирпичи!
Nick / 17 Января 2006
Тем более всетаки говорю стадион им Кирова по назначению не используется. Тем более на каком либо уровне выше 1 лиги чемпионата России(да и то уже нет)
Nick / 17 Января 2006
16.01.2006 // Наблюдатель А строить монофункциональный футбольный стадион на 50 тысяч - идиотизм, по той самой причине, что заполняться он будет от силы на 30-35 тысяч. Получим "Лужу" в Питере, с дырками на трибунах. У нас в Питере постоянно аншлаг на стадио.. Народ пойдет. 4 миллиона народу и десятая часть из них молодые болельщики которым лишь бы поорать и поболеть и пивка выпить. Ну потом можно и подраться. На Локо в Москве ходит меньше 25. В Москве 10+ миллионов(поправьте если что) команд только футбольных 6 в премьер лиге не считая Сатурна. А еще возьмите баскетбол гандбол и все все все.... Да еще и пресыщенность всякими чемпионатами европы тенисными турнирами и тд итп Беря только футбол получаем: На один Зенит 4 млн жителей на 6 команд Москвы по 2 млн. Учтем остальные факторы и получим что на Зенит может ходить 50-60 тысяч на ЛЮБОЙ матч. Тем более народ ходит за атмосферой а атмосфера будет головокружительная. 16.01.2006 // Наблюдатель Подписавшемуся "Nick" на сообщение от 15.01.2006 02:26: >> на таком малом клочке земли(вместо Петровского) ничего стоящего не построить Не болтайте ерундой. Посмотрите на стадион Локомотива в Черкизово. Небольшой, "плотный" стадион на тридцать тысяч. Современный, стильный, уютный. И это все на площади меньшей, чем занимает Петрович. Площадь для стадиона Локомотива раза в полтора больше. Единственный выход- три яруса трибун! С наклоном градусов под 45. Ничего такого в мире точно не было и не будет. Вот памятник архитектуры. Кстати и травка расти не будет-дождика нет солнышка тоже-положим искуственный газон.
Наблюдатель / 16 Января 2006
А строить монофункциональный футбольный стадион на 50 тысяч - идиотизм, по той самой причине, что заполняться он будет от силы на 30-35 тысяч. Получим "Лужу" в Питере, с дырками на трибунах.
Наблюдатель / 16 Января 2006
Подписавшемуся "Nick" на сообщение от 15.01.2006 02:26: >> на таком малом клочке земли(вместо Петровского) ничего стоящего не построить Не болтайте ерундой. Посмотрите на стадион Локомотива в Черкизово. Небольшой, "плотный" стадион на тридцать тысяч. Современный, стильный, уютный. И это все на площади меньшей, чем занимает Петрович.
Противник трамваев в центре города / 16 Января 2006
Подписавшемуся "tu2-167" на сообщение от 16.01.2006 13:20: Еще бы трамвай пустить по кольцу вокруг стадиона Кирова и вообще красотища!!!
МММ / 16 Января 2006
Подписавшемуся "Бессоница" на сообщение от 16.01.2006 02:44: Я предлагал где то год назад совместить китайскую жемчужину и стадион для зенита. Но меня никто не поддержал. :((
tu2-167 / 16 Января 2006
А вы знаете, почему Зенит играет на "Петровском", а не на Кирова?? По оценкам многих специалистов, Зенит просто не в состоянии заполнить существующие трибуны стадиона им. С.М. КИрова. Все, на что хватает Зениат это 25, ну 30 тысяч зрителей. Играть же при полупустых трибунах :))) они себе позволить не могут. Буквально на той неделе опять ездил на каток именно на Кирова... Еще раз восхищался архитектурой стадиона. Великолепное сооружение. Все что надо, это нарисовать нормальную крышу и перестроить внутри помещения для команд. Кто мне объяснит зачем срывать рукотворный холм?? Очень, очень жалко стадион и трассу Невское кольцо. Кстати, по проекту стадион должен был иметь еще довольно много элементов, но их решили не возводить... Кто-то тут писал про дилетантов управленцев. ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ. Город не просто трещит по швам.. он уже разорван на отдельные сегменты... ПОЗОР!!!
Инженер Л / 16 Января 2006
Вот я совсем не чиновник, а очень даже частное лицо, и мне тоже не жалко этого стадиона, но жалко "Невское кольцо". И уверен, что немалое количество горожан со мной согласится. Редкий случай, но в данном случае чиновники реально выражат народное мнение.
Dbys / 16 Января 2006
Подписавшемуся "вова - бессоница 2" на сообщение от 16.01.2006 05:19: Все это метание бисера перед свиньями. У шапитовцев другие интересы и приоритеты
=^:^= / 16 Января 2006
А мне просто жалко, если снесут "сталинский" Кировский стадион [не поймите меня неправильно, мне "всего" 33, просто это - стиль могучей страны, мне нравится], я там как-то день рождения гуляла еще в школе. Много других приятных воспоминаний; думаю, что не у меня одной. Построят монстра из стекла и бетона, ларьков=торговых центров понаделают, продвинутые гости будут шары катать... Грустно.
Nick / 14 Января 2006
Кстати ответы в опроснике созданы очень непрофессионально. У вас есть выбор или ответить первый пункт и быть как будто имбицилом или по-другому и быть нормальным. Пример: Вместо ответа :Руки прочь от стадиона, он наша память и история! Написать: Эта молодеж совсем распоясалась. Надо их проучить. Альтернативы не было бы и можно в нужном свете представить отвечающих в таком стиле.
Udgin / 16 Января 2006
Сносить действующий стадион, по меньшей мере глупо. Не так уж в Питере много стадионов. Уже говорил, что есть хорошая площадка напротив СКК, между Бассейной, Кузнецовской, Витебским и Космонавтов. Кстати для "продвинутых болельщиков" Зенита - сборная Гвинеи одна из сильнейших сборных Африки, находящаяся в разгаре сезона, мало того она еще участница финального турнира ЧМ в Германии.
вова - бессоница 2 / 16 Января 2006
Заслуга Никольского состояла прежде всего в том, что он создал единственный законченный художественный ансамбль соц. Ленинграда. такой законченности просто больше нет, все остальное - паллиатив ( пллщади ленина, революции, Московская, Светлановская, даже Комсомольская). Тут правильно заметили про связь с парком - здесь это главное. Стадион органически связан с прилегающей водой и парком, его стелющие формв прекрасно сочетаются с окружающей панорамой: подпорные стенки, покрытые зеленью, и система лестниц, их наклон, размеры Особенно здорово видеть снимки стадиона с воздуха - картина 7 концентрических овалов, вписанных друг в друга и так идеально наросованных. где такое еще увидишь на земле. Вот чем отличается работа Мастера от ремесленников. В проекте Никольского в перспективе главной аллеи парка высится высоченная башня, и ее сопоставление с низкими зелеными стелющими откосами и деревьями парка. ну что сказать ... как бы тут неуместно выглядела 40м стена типа Лужников хоть из кирпича, хоть из железобетона , и которая будет в Манчестерском проекте. и почему нельзя такое построить на Блюхера? А какой архитектор был Никольский - посмотрите на его круглую баню на Мужества . добавив мысленно стеклянную крышу по его проекту
Бессоница / 16 Января 2006
Это не "коробка" - это очень красивая штука. В отличие, к примеру от шайбы Ледового Дворца: внутри - достаточно современно - но внешне - модернизированный "Юбилейный". Человек, кстати, не передергивал, он задавался вопросом - а поечему, собственно, нельзя попробовать реконструировать? На хрена нам манчестерская стекляшка? Это банально и пошло. Есть готовая вещь. Вполне красивая. Да-да, я именно это имел в виду- красивая. Ну. так дерзайте, сделайте интересное решение . А эксперименты - давайте в "Китайскую жемчужину". Кстати. а почему никто не предложил делать стадион там? Вот вам Пиар. От народа отбою бы не было. Пусть китайцы строют!
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие новости
Все новости15963