руб

Размер имеет значение?

В этом году в Петербурге заявлено несколько рекордно крупных торговых объектов, пишет газета "Ведомости". После того как они будут введены, рынок торговых площадей увеличится на треть. Эксперты отмечают, что появление этих проектов-гигантов уже повлияло на арендные ставки, которые впервые за послекризисный период перестали повышаться.


Пока крупнейшим торговым объектом Петербурга остается комплекс "Меркурий" - после ввода третьей и четвертой очередей в конце 2004г. его общая площадь составила 77 тыс. кв. м.


Типичные для рынка последних лет проекты почти вдвое меньше, например открытые в прошлом году "Гулливер" (39 тыс. кв. м) и "ПИК" (32 тыс. кв. м).


Весной и летом этого года были анонсированы сразу несколько проектов, претендующих на звание крупнейших в Петербурге. Первым из них в декабре этого года обещает открыться торговый центр (ТЦ) "Гранд Каньон" площадью около 75 тыс. кв. м, который на углу пр-та Энгельса и ул. Шостаковича возводит компания "Соломон". В планах строительной компании Vinci Construction Grands Projets открытие в середине 2006г. торгового центра "Радуга" (70 тыс. кв. м) на пр-те Юрия Гагарина. Компания "Адамант" ведет проектирование двух торговых центров - "Балканский" и "Комендантская площадь" по 80-85 тыс. кв. м каждый, ввод которых планируется на середину 2007г.


Рекордная площадь заявлена и шведской компанией IKEA, которая строит два торговых комплекса "Мега-Дыбенко" на юго-востоке (145 тыс. кв. м) и "Мега-Парнас" (120 тыс. кв. м) на севере города. Их запуск планируется на октябрь 2006г.


Еще один крупный торговый центр может появиться на Пулковском шоссе. Его собирается построить "Система-Галс", сообщил Олег Темиров, президент Centrum Group Russia, которая представляет в России шведскую консультационную компанию Hakan Karlsson и разрабатывала концепцию центра. Сейчас ведется проектирование объекта, его строительство может начаться весной 2006г.


Директор петербургского офиса компании Colliers International Борис Юшенков объясняет возникновение крупных проектов тем, что у девелоперов появились деньги, а торговые сети укрепили свои позиции и могут себе позволить арендовать большие площади в ТЦ. "Четыре года назад было 2-3 якорных арендатора, торгующих продуктами, и 3-4 оператора, торгующих бытовой техникой, - вспоминает Юшенков. - А еще два года назад не существовало магазинов одежды, которые могли себе позволить аренду секции в 2000 кв. м".


Темиров говорит, что к укрупнению формата и строительству крупных объектов на периферии города девелоперов толкают растущая цена земли в центре и возможность повышения эффективности логистики. Третьим важным фактором он считает изменение поведения покупателей, которые предпочитают большие объекты. "Из-за отсутствия больших участков земли в центре Петербурга тенденция к появлению крупных торговых центров на окраинах особенно характерна", - говорит Темиров. Укрупнение торговых центров директор департамента компании "Бекар. Консалтинг" Алексей Чижов считает показателем развития цивилизованных форм торговли. "Леность и капризность покупателей - главное объяснение их тяги к крупным торговым объектам, - говорит Чижов. - Существующие торговые центры по 30 тыс. кв. м устраивают уже не всех, так как там физически нельзя полноценно разместить все категории товаров". Темиров оценивает инвестиции в торговые центры из расчета 1000 долл. за 1 кв. м, а срок окупаемости при удачной реализации проекта - от трех до пяти лет.

04 Октября 2005

Обсуждение
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие новости
Все новости16060