руб

Орловский тоннель: назад трассы нет?

Никто давно не спорит, что переправа в створе Пискаревского проспекта и Орловской улицы городу необходима. Когда-то и было предложение построить в этом месте мост. Но от этой идеи быстро отказались: река здесь делает крутой поворот - суда и без того сложно проводить, а если еще и в пролет моста пришлось бы вписываться?!


Уже года два в Петербурге говорят, что вот-вот начнется строительство тоннеля под Невой. Обсуждают это сооружение много, но толком о нем никому так ничего и не известно, поскольку чиновники скупы на комментарии. Потому-то то и дело появляются противоречивые слухи: одни говорят, что тоннель и вовсе не будет построен (мол, средств на это нет); другие рассказывают, что прорывать ничего не надо, поскольку… переправа в этом месте давно создана, но была сверхсекретным объектом.

Сдается, что последняя версия на самом деле все-таки выдумка. Но все же будут тоннель строить или так все там и заглохло?


Оказывается, в середине сентября в городе провели конкурс на разработку проекта тоннеля. Победителем тендера (исходя из данных СМИ) стал консорциум во главе с ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург», который проектировал Вантовый мост и Канонерский тоннель и участвовал в разработке московского Лефортовского тоннеля. Теперь рассчитывают, как именно будет выглядеть трасса так называемого Орловского тоннеля и сколько денег потребуется для того, чтобы ее проложить.


Однако естественно, что в конкурсе на разработку проекта тоннеля участвовал не только «Гипростроймост». Опять же судя по публикациям, проигравшим оказалось в том числе и ОАО «Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс», известный как проектировщик петербургского метрополитена. Однако выясняется, что как раз эта организация и выиграла конкурс. Результаты конкурса, проведенного Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ): «Победителем конкурса признано товарищество: ведущий партнер ЗАО «Проектно-строительное объединение «Система-Галс», члены товарищества – ОАО «Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс», ОАО «Метрогипротранс», ОАО «Московский метрострой». Заметим, что все участники консорциума-победителя - москвичи, за исключением «Ленметрогипротранса».


Корреспондент газеты «Ваш тайный советник» встретился с первым заместителем генерального директора и одновременно главным инженером «Ленметрогипротранса» Александром Саланом. Он-то, надеялись мы, разъяснит, откуда такая путаница в прессе.


«Гипростроймост» не выиграл конкурс. Их взяли впоследствии на субподряде для разработки открытого способа строительства тоннеля», - заявил Александр Иванович. По его словам, проложить тоннель открытым способом означает вырыть по дну Невы траншею, положить железобетонную конструкцию и зарыть ее.


А москвичи из «Метрогипротранса» и специалисты из питерского «Ленметрогипротранса» сейчас обосновывают инвестиции в строительство тоннеля закрытым способом. Причем петербуржцы предложат свой вариант, а москвичи – свой. Для того чтобы проложить тоннель закрытым способом, потребуется щит, который пророет землю под Невой на глубине около 8 метров и никак не затронет поверхности дна реки. Для воплощения петербургского варианта тоннеля потребуется покупать новый щит. В московском варианте используется щит, который работал на строительстве Лефортовского тоннеля и тоннеля в Серебряном Бору.


Как рассказал Александр Салан, обоснование инвестиций – это пока даже не разработка проекта. К 15 декабря эта стадия работ по всем трем вариантам закончится и результаты будут сданы в экспертизу. А в первых числах февраля правительство города выберет тот или иной вариант, то есть трассу, по которой пройдет тоннель. До конца августа нужно будет разработать сам проект тоннеля, уточнить технические и экономические аспекты выбранной трассы. А затем начнется строительство.



По условиям конкурса победитель должен будет представить два проекта будущего тоннеля - сделанные открытым и закрытым способами. Трасса, которую проектируют москвичи, пересекает Неву под прямым углом и с обеих сторон выходит в две зеленые зоны. Даже неспециалисту ясно, что при строительстве они будут уничтожены. Например, на месте сада «Нева», липы, пихты и клены которого росли 30 лет, будет построена развязка. При такой прямой трассе развязки получатся сложными. Гильбурд не исключает, что на обоих концах тоннеля будут пробки, избавиться от которых, по его мнению, можно, только построив дополнительные тоннели. Но тогда не обойтись той суммой, которая рассматривается для этого варианта, – 12 миллиардов долларов. Стоимость работ может вылиться во все 13-14 миллиардов.



В петербургском «Ленметрогипротрансе» тоже готовят проект тоннеля, проложенного закрытым способом. Их трасса идет полукругом. Она входит по касательной к Смольной набережной, пересекает Свердловскую набережную и выходит в зону практически разрушенной застройки, где можно построить развязку. По словам главного инженера «Ленметрогипротранса» Александра Салана, строительство тоннеля щитом в данном случае более экологически безвредно, чем открытым способом. Стоить тоннель, проектируемый «Ленметрогипротрансом», по его оценке, будет 350-500 миллионов долларов (это 9,9 миллиарда и 14,2 миллиарда рублей).



В «Гипростроймосте» подтвердили, что для консорциума во главе с ПСО «Система-Галс» они готовят обоснование инвестиций открытого способа строительства тоннеля.



По словам Сергея Гильбурда, ПСО «Система-Галс» заказала «Гипростроймосту» разработать открытый вариант, но на заданной трассе: вход тоннеля в саду дома инвалидов на одной стороне Невы и выход на месте сада «Нева» - на другом. Как говорит Гильбурд, если проектировать тоннель по этой трассе, то открытым способом его невозможно построить дешевле, чем закрытым. Идти открытым способом почти на той же глубине и на ту же длину, что и щитом, нет смысла. Кроме того, при заданной генпроектировщиком трассе невозможно строить теми методами, которые обычно применяются при открытом способе. А самые затратные работы - образование развязок - все равно будут на берегах. Показать экономическую эффективность открытого способа, по словам Сергея Гильбурда, можно, если трасса будет короче, а развязки проще.



«Но если закруглить трассу, - говорит Гильбурд, - строительство тоннеля открытым способом может обойтись дешевле в полтора-два раза, чем щитом. В этом случае в дне Невы выкапывается углубление и тоннель последовательно бетонируется с одного берега реки до другого. Нева в этом месте достаточно широкая, и есть возможность ее заузить. Если сделать это, то при создании тоннеля открытым способом весь тоннель и развязки можно расположить в пределах русла реки. Такой тоннель входит и выходит касательно к набережным эстакадами, которые в строительстве не задействуются. Построить такой тоннель стоило бы, по оценке Сергея Гильбурга, около 7-8 миллиардов рублей.


Но один из главных вопросов, которым задаются люди, компетентные в вопросах дорожного и мостового строительства, состоит в том, что на сегодняшний день не всем известно, из каких средств будет финансироваться строительство тоннеля. Одни говорят, что все 12 миллиардов будут частными инвестициями. Другие сомневаются в этом и убеждены, что дай бог, чтобы из этих 12 миллиардов хотя бы 100 миллионов были частными. Остальные наверняка будут бюджетными! Есть и такое мнение, что, если даже деньги будут инвестированы, тоннель окупится только лет за 40. Ни одного инвестора это не устроит. А когда настанет время возвращать деньги, их придется брать из городской казны.


Потенциальным инвестором в строительство тоннеля называют могущественную АФК «Систему» (ПСО «Система-Галс» - ее дочерняя компания). В том, что это серьезная финансовая структура, сомнений нет. АФК «Система» объединяет более ста российских и зарубежных предприятий и компаний на условиях владения или управления пакетами акций.


И все-таки интересно: есть ли какие-то письменные договоренности о намерении частной компании инвестировать в строительство тоннеля под Невой? По нашим сведениям, на сегодняшний день таковые отсутствуют. И как бы не оказалось, что будет выбран самый дорогостоящий вариант строительства тоннеля, приобретен щит, который стоит 1,3 – 1,5 миллиарда рублей (в зависимости от изношенности), а строить будет не на что. Но и останавливать работы будет уже поздно. Тогда городу придется тратить на строительство бюджетные средства.


По словам депутата Михаила Амосова, возглавляющего комиссию по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Петербурга, обсуждение того, откуда возьмутся деньги на строительство, в нашем городе происходит по закрытой схеме. Когда исполнительная власть выберет трассу, источник финансирования и подрядчика, депутатам будет предложено согласиться или не согласиться с принятыми решениями. Причем, возможно, отдельного обсуждения финансирования строительства Орловского тоннеля и не будет. О нем может зайти речь, когда будут утверждать бюджет на очередной год.


Так сложилась у нас политическая практика, что важнейшие решения принимаются в тиши кабинетов органов исполнительной власти. Жители города лишь информируются, а депутаты привлекаются на той стадии, когда ключевые решения уже приняты. В случае с Орловским тоннелем было бы неплохо, чтобы эксперты внимательно рассмотрели проекты как московских, так и петербургских специалистов, и желательно при открытых дверях.


Диана Васильева

Полный текст статьи можно прочитать в газете «Ваш тайный советник». Ее новый номер вышел в свет 5 декабря.


Подробности проекта, а также хронологию связанных с ним событий см. в специальной рубрике ПРОЕКТЫ ВЕКА: ОРЛОВСКИЙ ТОННЕЛЬ.

05 декабря 2005

Обсуждение
Аня / 27 октября 2006
Кто-нибудь помогите найти информацию об истории строительства тоннелей, какие технологии применялись, какие материалы, как проходил сам процесс строительства! Буду очень благодарна! Материал нужен для написания курсовой!!!
Славянин / 06 февраля 2006
Тридцать лет за рулем, и все в Питере. Если чесно, то никогда не испытывал неудобства от того, что здесь нет переправы! А вот на ВО, там дествительно, переправа нужна, и чем скорее тем лучше. А может быть и две.
Инженер / 24 января 2006
Подписавшемуся "Yaro" на сообщение от 17.01.2006 14:30: У Метростроевцев щиты небольших диаметров. На Западе под каждый новый проект изготавливается индивидуальный щит необходимого диаметра. После окончания работ-его или утилизируют или продают , как нам продали ВИКТОРИЮ, которая теперь никому и не нужна...
Yaro / 17 января 2006
А кто объяснит, зачем покупать новый щит, когда у нас у метростроевцев есть замечательные землекопалки? Или "Щит" - подразумевает нечто другое?
ziv / 07 декабря 2005
Жалко, что за бортом оставили вариант Дорсервиса. Мне кажется, он был лишен многих недостатков, которые есть в этих проектах.
строитель / 06 декабря 2005
Салан - ГИ "Ленметрогипротранс", а кто же Гильбурд? "Система-Галс"? Или кто? Мое личное мнение - если строить в этом месте тоннель и развязки - то делать это необходимо самым надежным методом, и с прицелом на перспективу, т.е. с максимальным кол-вом полос и максимально универсальными развязками. Иначе потом снова встанет вопрос, что этот тоннель не справляется с нагрузкой и надо строить что-то еще. Переправ через Неву у нас конечно не хватает. Требуется еще 4-5 через Большую Неву и еще столько же через Малую и другие малые реки. Ну, про мосты и развязки с жд вообще молчу.
Форточкин / 05 декабря 2005
Подписавшемуся "слон" на сообщение от 05.12.2005 15:48: Если речь идет о рублях, тогда уж точно не обойтись той суммой ;-)
слон / 05 декабря 2005
в целом статья нормальная, без глупостей, но один раз все-таки облажалась уважаемый автор:"...Но тогда не обойтись той суммой, которая рассматривается для этого варианта, – 12 миллиардов долларов. Стоимость работ может вылиться во все 13-14 миллиардов." конечно же речь идет о рублях. внимательнее надо быть :)
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие новости

Все говорит о том, что тоннель под Невой построят щитовым способом. Вот и вневедомственная экспертиза Росстроя дала заключение - "предварительное сравнение предложенных вариантов показывает преимущества закрытого способа строительства, осуществляемого с помощью щита".

06 февраля 2006

Орловский тоннель строить будут. Но кто, как и на какие деньги,- неизвестно. «Пусть хоть марсиане сюда приедут, лишь бы сделали качественно, быстро и дешево»,- заявила Валентина Матвиенко на совещании в Смольном.

09 сентября 2005

Технический совет рассмотрел три варианта прокладки подземной трассы – щитовой метод, сооружение с помощью наплавных секций и строительство способом сухого дока, после чего остановил свой выбор на первом.

11 августа 2005
Все новости15814