руб

Как сложно покрасить вантовый мост...

Все более востребованной в России становится схема системы качества, принятая на Западе: когда значительную часть функций по технадзору за строительством берет на себя независимая компания. В Петербурге такая организация уже есть. О новой схеме контроля качества "Санкт-Петербургские Ведомости" попросили рассказать Александра Смирнова, первого заместителя генерального директора института «Стройпроект». У института два направления работы. Первое традиционное: проектирование. Второе — технический надзор за строительством.


— Александр Юрьевич, что сегодня контролирует ваш институт?

— Мы проводим технадзор, связанный со строительством Комплекса защиты Петербурга от наводнений (дамбы). В управлении надзора у нас работают 89 специалистов. За последние три года их число возросло вдвое в связи с востребованностью наших услуг. Особенно это касается кредитов. Фирмы, которые могут работать с такими структурами, как Европейский банк реконструкции и развития или Мировой банк, можно сосчитать по пальцам. У этих банков при выдаче кредитов строителям есть определенные принципы. Они подразумевают таких участников процесса, как инвестор, подрядчик и техническая надзорная организация. Такова мировая практика, она предполагает, что задействованная инженерная компания должна быть независимой, не иметь отношения к государственным структурам, но главное — осуществлять контроль с точки зрения здравого смысла и своего технического опыта.


— Вы упомянули дамбу. Как именно вы проводите там свою миссию?

— В первую очередь мы рассматриваем всю рабочую документацию, которую делает проектировщик. Мы должны признать ее годной или негодной. Второй этап — согласовать методы производства работ подрядчика. Затем необходимо рассмотреть предлагаемые подрядчиками стройматериалы с точки зрения их качества — прочности, долговечности и соответствия всем строительным нормам и требованиям. Мы также должны проконтролировать машины и механизмы, которые собирается использовать при строительстве подрядчик. Потому что при их неудовлетворительном состоянии можно загубить самые хорошие стройматериалы. Позиция, на которую сегодня обращает большое внимание мировая общественность, — это экология. Тем более если речь идет о сооружении дамбы. Поэтому у нас в штате есть свой эколог.


В наши задачи входит также рассматривать все вносимые в проект изменения. Ведь они могут повлечь за собой изменение цены строительства. И если, допустим, пытается что-то изменить подрядчик или меняются условия строительства, нужно экстренно рассмотреть ситуацию и объяснить заказчику, как решить эту проблему с наименьшими затратами. Кроме того, мы должны провести мониторинг сроков выполнения контракта, оценить реальность того графика, который предлагает подрядчик. И в случае если график не реален — дать заказчику рекомендации: например, повысить интенсивность работ подрядчика, или ввести дополнительные мощности в виде привлечения субподрядчиков, или ввести двух- или трехсменную работу.


На это обращают большое внимание финансирующие структуры, и в контрактах подрядчиков обычно предусмотрены серьезные штрафные санкции за невыполнение работ в срок. Если взять ЕБРР и Мировой банк, то, как правило, такие штрафы составляют до 10% от общей стоимости контракта.


— Когда ваша структура начала выполнять функции консультанта по технадзору за возведением дамбы?

— Первый контракт был маленьким — на 25 млн долларов. Его выиграла компания «Возрождение», и мы по нему начали работать еще год назад. Сейчас по второму контракту мы сотрудничаем с корпорацией «Трансстрой». Но тендерные процедуры еще не закончены. Впереди третий контракт, самый серьезный — на строительство сооружений по пропуску судов.


— Были ли уже вынесены какие-либо вердикты по некоторым участкам этой программы?

— Поправки будут вноситься вплоть до самого конца строительства. Сегодня могу привести конкретные примеры обнаруженных нами недостатков. В бетонной конструкции водопропускных сооружений, для того чтобы прикрепить к ней металлический затвор, нужно сделать выпуск арматуры. Это не было предусмотрено. Пришлось возвращать документацию на доработку и согласовывать с банком включение в контракт дополнительных работ. И еще одну ошибку нам удалось предотвратить. Контракт не предусматривал установку датчиков мониторинга состояния дамбы. Вопрос не дорогой, но для эксплуатации очень важный. Собственно говоря, это специальные пластины, помещаемые внутрь: они дают сигнал о напряжении бетона. Если датчики при бетонировании не вмонтировать, то потом их поместить в тело дамбы уже невозможно.


— Можно ли сказать по сегодняшнему состоянию дел, что сроки строительства дамбы не будут сорваны?

— Я бы не рискнул это утверждать. Можно отметить, что корпорация «Трансстрой» пока график соблюдает. Но объемы работ огромны.


— А есть ли у вас поднадзорные объекты, которые не вызывают никаких сомнений, что там работы будут выполнены в срок?

— Это строительство второй очереди вантового моста. Здесь можно быть уверенными, что работы в 2007 году будут завершены. Кстати, на этом объекте «Стройпроект» как раз совмещает свои функции: генерального проектировщика и организации, контролирующей качество строительства.


— Какие еще проекты у вашей компании в работе?

— Можно упомянуть строительство обхода города Выборга — третьей очереди автодороги. Она строится с 1998 года. Также мы ведем технический надзор на первой очереди западного скоростного диаметра, контролируем строительство КАД на участках, финансируемых по второму займу ЕБРР. После проведения 6 февраля конкурса подрядчиков мы приступим к надзору за строительством КАД на полную ширину трассы (до 8 полос) на участке от Шушар до вантового моста.


По проектированию — ведем работы по южному участку КАД. А наш институт за последние годы проектировал практически все переправы через Неву, которые возводились заново или ремонтировались. Мы занимались вантовым мостом, капитальным ремонтом моста Александра Невского, Троицкого моста и сейчас — реконструкцией моста Лейтенанта Шмидта (временный мост для движения транспорта на время реконструкции тоже строится по нашему проекту).


— А какие возникают проблемы, например, по вантовому мосту?

— Работа всегда спорная. Нередко возникают вопросы по срокам выдержки бетона, по температурным режимам и особенно — по покраске. В Петербурге с его влажным климатом красить вообще сложно. У нас четверо сотрудников получили специальное международное образование по покраске конструкций. Они, например, могут запретить заниматься покрасочными работами, когда погода для этого неблагоприятна. Но были случаи, когда вопреки предписаниям все же пытались красить. Тогда приходилось не принимать работу, заставлять счищать краску.


Сегодня заказчики уже поняли важность работы технадзора. Если мы не поставили свою визу, заказчик никогда не примет объект и не заплатит денег. Подрядчикам приходится принимать это к сведению. Но это не значит, что мы с ними находимся в конфликте. Наоборот, для них наша работа — дополнительная гарантия. В то же время мы развязываем руки заказчику — для занятия стратегическим планированием, привлечения средств, решения градостроительных вопросов.

01 Февраля 2006

Обсуждение
строитель / 06 Февраля 2006
тех надзор и независимый надо но зачастую требования о приостановке работ в.т.ч. из-за погодных условий срывает сроки
Счетовод / 01 Февраля 2006
Точно, и за счетами чиновников в швейцарских банках Если разворовывается до 75% выделенных средств, как на всех текущих прожектах а ля до 2008г, то качество уже никого не волнует - безнаказанность гарантирована, гы
Инженер / 01 Февраля 2006
Надо, надо технадзор! На всех стадиях! А особо следить за результатами работ низкоквалифицированных рабочих. А то еще со времен Советской власти не можем на уровень качественного строительства.
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие новости

Бывшие петербуржцы, ныне прочно обосновавшиеся в высших эшелонах Москвы, тем не менее, оставили в Питере прочные тылы. Какая недвижимость ожидает возвращения своих хозяев из Первопрестольной, выяснял журналист «МК» в Питере»

01 Февраля 2006

Об этом думают жители одного из подъездов дома 21 по Поэтическому бульвару, когда в темное время суток входят в неосвещенный подъезд без домофона.

01 Февраля 2006
Все новости15936