руб

Фади Джамбри: «Охта центр» направит развитие города по пути экоустойчивости

Может ли Петербург вернуть себе статус европейской столицы, «нагнав» вековое отставание? Эта проблема волнует не только российских специалистов в области градостроительства, но и их зарубежных коллег. О том, как Петербург может преодолеть исторически сложившиеся градостроительные парадоксы, рассуждает Фади Джамбри, генеральный директор, архитектор Дубайского представительства Nikken Sekkei (Объединенные Арабские Эмираты).

Санкт-Петербург строился как город, опередивший свое время. Заложенный Петром I как европейская столица России, Петербург ни в чем не уступал ведущим европейским городам по своему великолепию и современности устройства. Северную столицу строили наиболее одаренные архитекторы Европы, осуществившие здесь немало (выражаясь современным языком) «смелых архитектурных проектов». Но утрата столичного статуса повлияла на город не лучшим образом: в советскую эпоху город, несмотря на свою величину, застраивался не как мегаполис, а скорее как крупный областной центр. В результате – тянущиеся километрами унылые «спальные» районы, забитый автомобилями исторический центр, депрессивные промышленные зоны чуть ли не в центре города…

При этом Петербург является четвертым по величине в Европе и вторым крупнейшим мегаполисом Российской Федерации, ведущим экономическим, политическим и культурным центром, одним из основных транспортных узлов национального и международного масштаба, а по численности населения (более 4.5 миллионов человек) оставляет далеко позади такие страны, как, например, Молдавия, Новая Зеландия или Ирландия.

«Хотя Петербург не назовешь малонаселенным, с точки зрения плотности застройки он сильно уступает своим европейским соперникам, например Лондону или Москве. А это – явный признак того, что город чрезмерно разросся вширь. Отсюда большая  протяженность транспортных маршрутов и, как следствие, повсеместные пробки, запредельное энергопотребление, что идет вразрез с основами экологически устойчивого развития городской среды, а также отнюдь не способствует удовлетворению потребностей современного бизнеса в части мобильности и производительности», - констатирует Фади Джамбри в статье, опубликованной в журнале «Высотное строительство».

Как этого избежать? Архитектор полагает, что современные города, развивающиеся в русле экоустойчивости, должны быть компактными, а городские территории следует использовать максимально эффективно,  по возможности сокращая интенсивность автомобильного движения при обеспечении лучшей транспортной доступности, ресурсосбережения, меньшем количестве отходов и противодействии загрязнению. По наблюдениям г-на Джамбри, «ростки экологичного хозяйствования» появляются сейчас во многих городах. Так, в Санкт-Петербурге такую роль мог бы сыграть «Охта центр».

«Поскольку «Охта центр» представляет собою весьма компактную застройку, в нем должны быть сведены воедино решения, затрагивающие как интересы дела, так и вопросы экологии, - считает эксперт. –  Потребление энергии на единицу площади здесь будет просто несравнимо с другими зданиями, а значит, выше качество пространств, предназначенных и для ведения бизнеса, и для учреждений социальной инфраструктуры. Исследования показывают, что достаточно плотная многоцелевая высотная застройка способна экономить половину энергии, необходимой для обычных зданий схожего масштаба. Более того, общественные места также будут выгодно отличаться благодаря просторности прилежащих территорий, а также регулируемому микроклимату в общедоступных пространствах внутри зданий».

Кроме того, по мнению архитектора, крупные высотные комплексы способны разгрузить переполненное историческое ядро города. Таким образом, путем создания новых центров притяжения предотвращается «нарушение исконной городской ткани».

При этом у небоскребов есть еще одно неотъемлемое достоинство – становиться заметными и узнаваемыми издалека городскими ориентирами. «Пожалуй, в Европе не найти больших городов, где не было бы своего высотного символа, который не являлся бы мощным дополнением к их привычному образу, - отмечает Фади Джамбри. –   Здесь и лондонский «Огурец» (Gherkin), башня Commerzbank во Франкфурте, Torre Agbar в Барселоне, Turning Torso в Мальмё, the Erasmusbrug (Эразмов мост) в Роттердаме, не говоря уже об Эйфелевой башне в Париже, и этот список можно продолжать. Почему бы и «Охта центру» не встать со временем в один ряд с перечисленными сооружениями?».

«Охта центр» уже во многом повторяет судьбу всех вышеперечисленных достопримечательностей: в период своего возведения они также бурно критиковались. Особенно «доставалось» знаменитой Эйфелевой башне, которая теперь является самым популярным памятником в мире с платным входом.

«Не исключено, что «Охта центру» суждено стать символом новой эры в истории Санкт-Петербурга, - говорит г-н Джамбри. –  Эпохи, когда опередившие свое время взгляды Петра Великого находятся в полном согласии с современными представлениями о перспективной архитектуре, а также с насущными требованиями настоящего, определяющими образ будущего».

Наша справка:

Фади Джабри имеет ученую степень Токийского университета. С 2000 года работал архитектором в Nikken Sekkei. С 2009 года – партнер компании, генеральный директор Дубайского представительства Nikken Sekkei. Отвечает за деятельность компании в таких регионах, как Средний Восток и Северная Африка, а также СНГ. Доктор Джабри обладает большим опытом участия в реализации крупномасштабных проектов в различных странах (Россия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Казахстан и др).

29 Сентября 2010

Обсуждение
Denis / 02 Октября 2010
Dorogoj Pavel, da nam bu Dubai dognat', Vy tam buli? Po urovnju modernizacii Piteru do Dubai ochen' daleko.
Павел / 29 Сентября 2010
Построив "Охта-центр" мы не догоним Европу, а опустимся до Дубая.
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие новости

Санкт-Петербург часто сравнивают с Парижем. И не только потому, что это известные на весь мир исторические города, привлекающие тысячи туристов, города-музеи. В последнее время, когда речь заходит о перспективах развития мегаполиса, Париж все чаще ставят Петербургу «в пример». По мнению специалистов, именно в столице Франции реализуется тот подход к планированию города, который мог бы с успехом быть адаптирован к условиям, в которых находится сейчас Петербург.

06 Октября 2010

ЗАО «Ленстройтрест» и Банк ВТБ 24 (ЗАО) приступили к реализации совместной программы по предоставлению ипотечных кредитов. Строительная компания и банк предлагают своим клиентам воспользоваться ипотечным кредитом при приобретении квартир в одном из строящихся объектов Санкт-Петербурга.

05 Октября 2010ЛенстройтрестЖК Коломяги-Парк

Голодовка дольщиков дома по проспекту Пятилеток, 13 началась 30 сентября в штаб-квартире Петербургское отделения партии «Яблоко». Это уже четвертая голодовка дольщиков этого дома, начиная с 2007 года. Все предыдущие не дали никакого результата, хотя власти обещали разобраться.

04 Октября 2010

Председатель комиссии Законодательного собрания Петербурга по городскому хозяйству Сергей Никешин предлагает штрафовать за организацию самовольных парковок на внутриквартальных дорогах и территориях общего пользования. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение городского парламента.

29 Сентября 2010

ЗАО «Банк ВТБ 24» аккредитовало объект «Новый Оккервиль», строящийся на пересечении ул. Дыбенко и пр. Солидарности. Теперь покупатели квартир в «Доме у Березовой аллеи» (первая очередь жилого массива) могут воспользоваться ипотечным кредитом.

28 Сентября 2010Отделстрой

Более 250 тысяч находок. Столько удалось раскопать археологам на месте будущего «Охта центра». От золотых перстней и монет до рыболовецких снастей, которым несколько тысяч лет. Все это в будущем будет выставлено в музее. Как ищут для него экспонаты, показали членам общественного совета Петербурга.

24 Сентября 2010
Все новости15983