руб

А если заглянуть на дно?

Несмотря на то что судьба Орловского тоннеля должна определиться лишь поздней осенью 2006 года, когда станет известен разработчик проектно-инвестиционной документации, проект продолжает привлекать к себе внимание специалистов самых разных отраслей.


Напомним: раньше споры экспертов-строителей шли в основном вокруг метода сооружения тоннеля. Символическую точку в этом поставили в Смольном, объявив тендер на право разработки проектно-инвестиционной документации. В идеале исходный документ должен оценить три предложенных способа и избрать оптимальный. А не так давно в другое русло в прямом смысле этого слова диалог направили гидрологи. Речь – о гидрологических процессах, происходящих в выбранном для строительства участке Невы. По данным отдела русловых процессов Государственного гидрологического института, это один из самых проблемных участков реки. Специалисты называют его Смольнинской излучиной.


«Река здесь делает очень крутой поворот, – говорит заведующий отделом русловых процессов института Борис Снищенко, – а на левом берегу располагается большой песчаный нанос. Течением он постоянно наращивается – как в высоту, так и в ширину. Последнее обстоятельство уменьшает поперечное сечение Невы, увеличивая тем самым скорость потока. Максимум скоростей в этом случае приходится на правый берег. В итоге мы получаем русло треугольного типа, где углубленная часть приходится на правый берег. Наши исследования, охватывающие период с 1864 по 2003 год, показали, что за это время правый берег оказался размыт на глубину более 5 метров».


Это вовсе не пресловутое сравнение с 1913 годом: обычно наблюдения, обобщенные за аналогичный срок, свидетельствуют о размывах в лучшем случае в десятки сантиметров. Как считают гидрологи, 5 метров – это очень много для Невы – реки, в общем-то, со спокойным течением. Кроме того, именно здесь Нева имеет наибольшую на всем ее протяжении глубину (около 24 метров). Разумеется, факт такого вопиющего вторжения сил природы в планы человека не мог не остаться незамеченным для гидрологов – специалистов, считающих соответствующее научное сопровождение непременным в реализации проектов, так или иначе связанных с водной средой.


«Подобные гидравлические и гидрологические факторы следует обязательно учитывать при строительстве любых сооружений на таких участках, будь то водозаборы, дюкеры или прочие им подобные, – считает Борис Снищенко. – Для каждого объекта необходимо создавать прогноз профиля предельного размыва. Такой профиль прогнозируется на определенный расчетный срок эксплуатации сооружения: только тогда мы увидим, где у нас, образно говоря, будет находиться дно».


Интересно, что при всей важности обсуждаемой проблемы практически ни один проект строительства тоннелей или набережных не имел соответствующего научного сопровождения. Исключение, которое так пока и не стало правилом, – проект реконструкции Приморского проспекта. Поскольку расширение проспекта планируется обеспечить за счет отсыпки акватории Большой Невки, там проектировщики и гидрологи вроде бы договорились о сотрудничестве. Даже знаменитая Ушаковская развязка, съевшая 50 метров русла Большой Невки, строилась «не по науке». Что касается Орловского тоннеля, то, несмотря на давность истории проекта, официально к специалистам водного профиля еще никто не обращался. Согласно непроверенным данным, велись лишь неофициальные переговоры, вторая сторона которых по понятным причинам не называется.


Насколько велико уважение проектировщиков к науке, окончательно выяснится лишь после начала работы над проектно-инвестиционными материалами. Напомним: разработка инвестиционного обоснования проекта должна завершиться в декабре 2005 года, технологическая экспертиза – до конца января 2006 года.

04 Октября 2005

Обсуждение
Славянин / 06 Февраля 2006
Тридцать лет за рулем, и все в Питере. Если чесно, то никогда не испытывал неудобства от того, что здесь нет переправы! А вот на ВО, там дествительно, переправа нужна, и чем скорее тем лучше. А может быть и две.
Добавить комментарий
Другая картинка

Правила написания комментариев

Другие новости

Во вторник в отеле «Прибалтийская» в обстановке почти секретности продолжится смотр международных архитектурных предложений по проектированию квартала «Балтийская жемчужина», который к 2010 году должен появиться на юго-западе Петербурга.

04 Октября 2005
Все новости15934