23.01.2005 

ЗСД

Суть проекта

Западный скоростной диаметр будет первой платной скоростной автодорогой в России. ЗСД придается стратегическое значение как части девятого международного транспортного коридора. Кроме того, ЗСД призван разгрузить город от большого количества машин.

Параметры магистрали таковы: 8-полосная скоростная дорога протяженностью около 46 км пройдет с юга на север города. Условно она делится на три участка. Южный отрезок составит почти 11 километров. Он должен пройти по территории морского порта. В частности, предполагается построить две транспортные развязки (на входе в порт и на Канонерском острове), которые обеспечат связь ЗСД с 1-м и 2-м районами порта, ОАО «Петролеспорт» и ОАО «Канонерский судоремонтный завод». Основная часть южного участка пройдет параллельно с железнодорожными путями.

Центральный отрезок – протяженностью чуть более 9 км – соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами и пойдет от границ Морского порта до Приморского проспекта. В составе ЗСД на Центральном участке будут сооружены два неразводных моста, под которыми смогут пройти суда в верхними габаритами в 35 метров.

Северный участок протяженностью 26 км от Приморского проспекта соединится с автодорогой Е-18 в районе Белоострова. В составе магистрали предполагается сооружение 2 тоннелей и постройка 72 инженерных сооружений, среди которых – мосты, путепроводы и транспортные развязки.

ХРОНИКА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА (раздел обновляется по мере развития событий)

11.02.2013. Выдано разрешение на строительство центрального участка Западного скоростного диаметра от Екатерингофки до правого берега Большой Невки. Специалистам предстоит возвести три больших моста. Над Большой Невой построят вантовый мост (полный текст см. здесь).

11.07.2008. После ввода двух участков 1-й очереди Западного скоростного диаметра (ЗСД) в ноябре 2008 года на Ленинском и Дунайском проспектах запретят движение грузового транспорта. Об этом сообщил на совещании в Смольном вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Полукеев. По словам А. Полукеева, ЗСД соединится с КАД Санкт-Петербурга. В результате этого появится свободный доступ к 3 и 4 участкам Морского порта (полный текст см. здесь).

04.07.2088. 4 июля в Петербурге министр транспорта Игорь Левитин заявил, что в октябре этого года откроется первый участок Западного скоростного диаметра (ЗСД) от станции «Горская» до Таллинского шоссе, с заездом в третий и четвёртый районы Большого морского порта «Санкт-Петербург». Съездов в город не будет.

06.06.2008. 6 июня в Смольном, в присутствии губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, состоялась процедура вскрытия конвертов с конкурсными предложениями в рамках открытого конкурса на право проектирования, строительства, финансирования и эксплуатации в Санкт-Петербурге автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр" (ЗСД). Заявку подал только один консорциум – ООО "ЗСД "Невский меридиан" (полный текст см. здесь).

28.03.2008. Проект ЗСД прошёл согласование в Главгосэкспертизе РФ. Его окончательная стоимость - 175 млрд. рублей - в три с половиной раза превысила первоначальную.

В. Матвиенко заявила, что первая очередь ЗСД в обязательном порядке должна быть введена в 2008 году. Полный текст см. здесь.

13.03.2008. Проект строительства первой платной трассы в обход Петербурга – Западного Скоростного Диаметра – подорожал в связи с инфляцией. Цены на строительные материалы непрерывно растут. Глава Министерства регионального развития Дмитрий Казак заявил, что проект необходимо пересматривать заново.

В конце марта – начале апреля правительственная комиссия по отбору инфраструктурных инвестиционных проектов планирует рассмотреть увеличение стоимости строительства. По словам Д. Козака,  есть предложения увеличить объём финансирования за счёт средств инвестиционного фонда.

По предварительным оценкам, объём частных инвестиций в проект превысит 1 млрд. долларов.

20.02.2008. Подведение итогов конкурса по выбору концессионера для строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД) перенесено с 6 марта на 7 мая 2008 года. Об этом сообщила пресс-служба городского комитета по инвестициям и стратегическим проектам.

Конкурсные предложения будут приниматься до 23 апреля 2008 года. Ранее предполагалось, что сроки приёма предложений ограничатся 20 февраля.

Напомним, что сроки проведения конкурса переносились неоднократно.

11.01.2008. Газета «Деловой Петербург», в распоряжении которой оказалось нетехническое резюме проекта, сообщает, что «в этом документе перечисляются потенциальные риски, поджидающие инвесторов и строителей ЗСД». Кроме того, некоторые моменты могут вызвать недовольство рядовых петербуржцев (подробности см. здесь).

28.11.2007. Проведение конкурса по выбору концессионера для строительства западного скоростного диаметра снова переносится. Это уже третий перенос данного конкурса. В документацию проекта были внесены изменения, поэтому срок, на протяжении которого могут подаваться конкурсные предложения, продлился с 23 ноября 2007 года до 20 февраля 2008 года. Следовательно, перенесено и подведение итогов конкурса - с 21 декабря 2007 года на 6 марта 2008 года. В конкурсе на данный момент участвую четыре компании: MLA Liferachfalt, "Западный скоростной диаметр – Невский меридиан", "Венцида" и "Санкт-Петербургская скоростная магистраль B.V.".

13.11.2007. 13 ноября на заседании правительства принято решение, согласно которому ЗСД будет оплачивать город,  пока не заключён концессионный договор. На закупку стройматериалов планируется выделить 935 млн. руб. Эта сумма составляет 70% от общей стоимости необходимых для строительства материалов.

12.10.2007. 11 октября на заседании правительства проходило обсуждение петербургского проекта Западного скоростного диаметра. Премьер-министр Виктор Зубков возмущён затягиванием процесса подготовки необходимых документов, вследствие чего строительство не может начаться. Обращаясь к руководителю Министерства транспорта Игорю Левитину, В. Зубков заявил, что пока проходит это бесконечное согласование бумаг, которое «можно за неделю сделать», проект удорожал: если раньше проект стоил 82 млрд. рублей, то сейчас сумма превышает уже 120 млрд., и, возможно, будет расти ещё. «Ничего у вас по федеральной части не готово!» - выразил недовольство премьер-министр.

17.09.2007. 17 сентября  Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга объявляет открытый конкурс на выполнение работ по строительству объектов инженерного обеспечения на пересечении Западного скоростного диаметра и кольцевой автомобильной дороги.  Цена контракта - 1 млрд. 748 млн 211 тыс. руб. Проект будет финансироваться из бюджета Санкт-Петербурга. Итоги конкурса предполагается подвести в октябре 2007 года.

14.08.2007. 14 августа вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов сообщил, что сроки подачи предложений по определению концессионера на строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) продлеваются до 23 ноября текущего года (вместо срока до 24 августа). Победитель будет определён, как и предполагалось ранее, в конце года.

31.05.2007. Европейский банк реконструкции и развития планирует вложить около 250 миллионов евро в строительство Западного скоростного диаметра.

27.04.2007. Экологи опасаются, что проет окажет пагубное влияние на Финский залив и прибрежнве территории. На рабочеё встрече, где присутствовали представители Европейского банка реконструкции и развития, Северного инвестиционного банка и Международной финансовой корпорации, активисты общественных движений "Сохраним Юнтолово" и "Защитим остров Васильевский" призвали банкиров не финансировать ЗСД. Против осуществления проекта ЗСД уже собрано 40 000 подписей. Жители города считают, что магистраль, находящаяся в 100 метрах от жилых домов, принесёт вред городской среде и здоровью граждан. 
 
19.01.2007. Сроки приёма заявок на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения по проектированию, строительству и эксплуатации Западного скоростного диаметра продлены до 28 февраля. 

12.12.2006. На заседании правительства Валентина Матвиенко сообщила, что демонстрируемый в эти дни в Лондоне проект Западного скоростного диаметра вызвал большой интерес посетителей. В частности, большую сумму пообещал выделить ЕБРР. Эти деньги поступят компании, которая выиграет концессионный конкурс. 

09.11.2006. 9 ноября 2006 года стартовал концессионный конкурс по строительству западного скоростного диаметра (ЗСД). Это первый в истории России концессионный конкурс, в котором город участвует наравне с Российской Федерацией. Основанием для его проведения является постановление правительства РФ, подписанное премьер-министром Михаилом Фрадковым 31 октября. Заявки инвесторов на участие в строительстве ЗСД будут приниматься до 15 января 2007 года. По словам Валентины Матвиенко, предполагается, что соглашение с концессионером будет заключено до 30 июля 2007 года. Конкурс будет проходить в два этапа: 15 января будут вскрыты конверты с заявками, а потом пройдёт отбор победителей в течение трёх месяцев. Компания-победитель заключит концессионное соглашение о строительстве ЗСД и последующей его эксплуатации сроком на 30 лет.

28.10.2006. Около 20 компаний выразили предварительное желание принять участие  в концессионном конкурсе по строительству ЗСД. Как сообщили в комитете по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга, в основном это фирмы из Японии, США и Европы. В том числе, интерес к проекту выразил Европейский банк реконструкции и развития.
В настоящий момент завершено проектирование Южного участка диаметра. Также завершено проектирование 3-й очереди Северного участка от Богптырского проспекта до Белоострова. 4-я и 5-я очереди (Васильевский остров) находятся в стадии проектирования.
 
31.01.2006. Определён строитель первой очереди ЗСД. (подробности см. здесь).

26.12.2005. Официально начато строительство ЗСД. (подробности см. здесь).

26.11.2005. На выездном заседании правительства было заявлено, что для владельцев легковых машин, по предварительным расчетам, проезд будет стоить 30 рублей, для грузовых – 80. Губернатор отметила, что у нас цену на проезд по дорогам нужно измерять в стопках водки. (подробности см. здесь).

24.11.2005. Михаил Фрадков подписал указ о строительстве ЗСД (подробности см. здесь).

17.10.2005. На южном участке ЗСД началось строительство эстакады (подробности см. здесь).

07.07.2005. Минтранс РФ подготовил проект постановления правительства РФ о механизме финансирования строительства Западного скоростного диаметра (подробности см. здесь).

11.05.2005. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам получил функции государственного заказчика по проектированию ЗСД (подробности см. здесь).

26.04.2005. Стало известно, что строительство южного участка ЗСД начнется осенью 2005 года. Этот участок соединит большой Морской порт с КАД и федеральными трассами. Об этом заявили на заседании городского правительства. (подробности см. здесь).

20.04.2005. Стало известно, что до 1 июля правительство Петербурга планирует провести конкурс на право стать стратегическим партнером Смольного по строительству всего Западного скоростного диаметра (подробности см. здесь).

29.03.2005. Стали известны примерные сроки реализации всего проекта ЗСД - 2011 год. Победителем конкурса на выполнение работ по разработке проекта строительства центрального и северного участков Западного скоростного диаметра стал консорциум в составе: ведущий партнер ЗАО» Институт «Стройпроект», партнеры — ЗАО «НИПИ ТРТИ» и ЗАО «Петербург-Дорсервис»  (подробности см. здесь).

14.02.2005. Стало известно, что функции заказчика на проектирование центрального и северного участков трассы переданы Комитету по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга. Объявлен конкурс на разработку проекта ЗСД на участке от транспортной развязки на Канонерском острове до транспортной развязки на пересечении с автодорогой "Скандинавия"  (подробности см. здесь).

30.11.2004. Распоряжение правительства Петербурга о передаче функции заказчика на проектирование и строительство южного участка Западного скоростного диаметра от ОАО «ЗСД» Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга (подробности см. здесь).

Февраль 2001 года. ОАО «ЗСД» получило у города шесть пятен у северного участка ЗСД для сдачи в аренду, за счет которой предполагалось вести проектирование всей трассы.

1997 год. Создано ОАО «Западный скоростной диаметр». Рабочую группу по реализации проекта строительства возглавил председатель комитета по градостроительству Олег Харченко.

1996 год. Распоряжение мэра Петербурга «О создании Западного скоростного диаметра». В нем указывается, что создание ЗСД – важнейшая задача при реализации программы подготовки Петербурга к проведению Олимпийских игр 2004 года.

ЗСД намечено построить после того, как будет завершено строительство КЗС в Финском заливе. Объекты КЗС должны быть сданы к 2008 году. Если с 2005 года государственные ассигнования на реализацию проекта все-таки будут выделены, то строительство Южного участка скоростной магистрали может начаться уже в 2005 году.

ЭКОНОМИКА И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Финансирование работ по проектированию в объеме около 200 млн рублей будет осуществляться за счет средств ОАО «Западный скоростной диаметр» с привлечением бюджета России. Доля КУГИ Петербурга в уставном капитале ОАО «ЗСД» составляет 100%.

Некоторые эксперты сомневаются, что сумма в 200 млн рублей окажется достаточной. Если судить по реальной стоимости строительных работ, результат получается следующий – чтобы достроить тело дамбы, нужно около 2 млрд долларов. Правительство России удалось убедить в том, чтобы ЗСД рассматривался на федеральном уровне не как самостоятельный проект, а как часть кольцевой автодороги. Поэтому статус дороги будет федеральным.

Разработкой проекта южного участка Западного скоростного диаметра от КАД до морского порта займется консорциум с ведущим партнером ЗАО «Институт «Стройпроект». В качестве партнеров в консорциум также вошли ЗАО «НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры» и ГУП «Ленгипроинжпроект». Финансированием проектных работ будет вестись ОАО «ЗСД». Стоимость контракта составила 194 млн рублей.

В конце ноября 2004 года функции заказчика на проектирование и строительство южного участка Западного скоростного диаметра от ОАО «ЗСД» комитету по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга. Такое решение было принято в связи с тем, что на проектирование ЗСД кроме средств ОАО «ЗСД» были выделены также деньги из федерального бюджета.

В ноябре 2004 года стало известно, что строительство ЗСД может стать одним из совместных проектов Санкт-Петербурга и Испании. Об этом шла речь на встрече губернатора города Валентины Матвиенко с послом Испании в России Хавьером Элорса Кавенгтом. По словам В.Матвиенко, «эта первая в России платная скоростная дорога может быть построена на условиях концессии».

Чуть раньше – в октябре 2004 года – правительство Петербурга подписало ряд соглашений о сотрудничестве в области строительства объектов городской инфраструктуры с японским компаниями «Марубени» и «Сумитомо». Валентина Матвиенко отметила, что с компанией «Марубени» приоритетным проектом сотрудничества может также стать строительство ЗСД.

В целом же строительство ЗСД, по предварительным данным, обойдется в 57,4 млрд руб. 50% затрат профинансирует бюджет, остальное - привлекаемые российские и иностранные инвестиции ((подробности см. здесь).

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

В июле 2004 года заместитель председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Николай Асаул на встрече с членами Союза строительных компаний «Союзпетрострой» привел предполагаемую стоимость проезда по ЗСД. Так, владельцам легковых машин придется раскошелиться на 20 рублей, водителям грузового транспорта – на 70. Однако это, скорее, просто предварительные расчеты – говорить о том, сколько будет стоить проезд, еще рано.

Разговоры об определении стоимости проезда по диаметру в настоящее время кажутся тем более странными, что само строительство ЗСД все еще – только перспектива. Во время своего летнего визита в Петербург министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что в федеральном бюджете на следующий год денег на ЗСД не будет. Валентина Матвиенко рассчитывала на финансирование со стороны Москвы, речь шла о сумме в 19 миллиардов долларов. Однако Греф потребовал оценки проекта западными консультативными компаниями, поиска стратегического инвестора и только потом предложил говорить о деньгах из федерального бюджета. И как вслед заявил вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, в случае отказа федерального правительства финансировать проект город вряд ли будет строить ЗСД за счет средств городского бюджета.

Из интервью экс-главного архитектора Петербурга Олега Харченко журналу «Город»:

– Проект ЗСД мы начали разрабатывать еще в период борьбы Петербурга за право проведения Олимпиады 2004 года. И когда город проиграл, не бросили эту тему. Было сделано подробное технико-экономическое обоснование, проект ЗСД был интегрирован в новый генплан. В апреле в Министерстве транспорта России принято решение о начале строительства южного участка ЗСД – от порта до Московского шоссе. Не сомневаюсь, что за этим участком последуют остальные – центральный и северный.

Как будут преодолевать Неву – тоннелем или мостом?

– Это решится на более детальных стадиях проектирования.

Когда стало известно об идее ЗСД, протестовали жители западной части Васильевского острова, через которую должен пройти хайвей. Как разрешился этот конфликт?

– Сейчас перед Васильевским островом открываются новые перспективы. Компания «Морской фасад Санкт-Петербурга» при поддержке федерального правительства предложила проект строительства на его западной оконечности паромно-пассажирского комплекса с новым морским вокзалом, способным принимать новейшие круизные суда. Этот проект потянет за собой еще два крупнейших сюжета – намыв территорий площадью около 300 га и прокладку соответствующего участка ЗСД. При этом автомагистраль в полузаглубленном тоннеле оказывается уже в «теле» Васильевского острова, расширяющегося в сторону акватории Финского залива. На намывных землях будет многофункциональная застройка – новый морской фасад города.

КОММЕНТАРИЙ: ЗСД И ЦЕНЫ НА ЖИЛЬЕ

Строительство Южного участка ЗСД может существенно повлиять на жилищную застройку на юго-западе Петербурга. По мнению гендиректора ЗАО «Маркетинг, Консалтинг, Дизайн» Юрия Воропаева, «жилье может либо подешеветь, либо просто затормозится его развитие, но это будет ненадолго, так как дефицит пятен под застройку в городе очень большой. Кроме того, большое значение имеет защищенность трассы, какая будет шумозащита и полоса отвода. Кроме того, большое значение имеет то, что предполагается разместить около трассы. В районе Большого порта сейчас нет никаких застроенных территорий, соответственно, в плане сноса ничего производиться, скорее всего, не будет».

Карты:

 


Обсуждения
 (5153)
Подписаться

Выводить
Андрей, 07.05.2013 22:53
Обязательно нужно сделать съезд на Крестовский остров у стадиона
-, 15.04.2013 18:25
ЗСД не нужен
-, 12.11.2012 12:45
зсд не нужен
Лена, 30.10.2012 10:55
построили, млин.
теперь всё стоит в районе морского порта
-, 03.07.2011 23:21
зсд не нужен
Uhu, 22.06.2011 14:01
Подписавшемуся "Tomas" на сообщение от 13.05.2011:
Очень здоровцо, что этот город развивается и хорошеет! Ну как тут не поблагодарить Родную Партию, Великий Народный Фронт и Любимого Народного Губернатора!!! ЧЕСТЬ ИМ И ХВАЛА!!!
-, 20.05.2011 23:44
зсд не нужен
Tomas, 13.05.2011 13:17
Подписавшемуся "Uhu" на сообщение от 12:57:
Ваши партийные убеждения заслуживают уважения. Но на этом форуме все поддерживают партию "Единая Россия".
Uhu, 13.05.2011 12:57
Партия развивает город. И это прекрасно!
-, 08.01.2011 19:46
зсд не нужен
саша, 15.04.2012 12:53
зсд необходим !!!!!!!!!
Добавить комментарий

Представьтесь
Введите код с картинки:
Обновить
Другие материалы по теме:






Проекты века
Общественное мнение

Нужно ли объединять Санкт-Петербург и Ленинградскую область?

Архив опросов »

Новостройки по станциям метро
Новостройки по районам